Posted 21 мая 2014,, 20:00

Published 21 мая 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:20

Updated 8 марта, 04:20

Будет петь до ста лет

Будет петь до ста лет

21 мая 2014, 20:00
Свою блестящую форму Шарль Азнавур демонстрирует очередным гастрольным туром. Даже день своего 90-летнего юбилея неутомимый французский певец (а также актер и писатель) армянского происхождения встречает на сцене в Берлине. А уже через день будет Франкфурт. И далее, как говорится, везде...

Шикарный и чопорный Лондон откроет по такому случаю – для эстрадного исполнителя (!) – двери суперреспектабельного «Ройал Альберт-холла» – всемирно знаменитую цитадель классических звезд.

Впрочем, Азнавур и сам давно уже стал классиком. Старейшина французской эстрады – сегодня он образец элегантности и эталон вкуса. Кто поверит, что этому остроумному шармеру-джентльмену (ну или месье) с вечно смеющимися, но при этом и чуть грустными глазами – сегодня уже 90? Кто поверит, что за плечами короля французской эстрады почти 70 лет жизни в искусстве?..

Разумеется, королями стразу не становятся. Вначале пришлось побыть... пажом при королеве. Быть рядом с Эдит Пиаф. «Парижский воробышек» (как называли Эдит), хотя и был весьма невелик ростом (как и Азнавур), но зато как никто другой строптив и изменчив. Слава Богу, что амурам меж ними места не было, и Эдит с Шарлем связывали лишь дружеские отношения и лучшее в мире французское вино. Он был ее шофером, наперсником, конфидентом, но никогда не был ее любовником. Она научила его тому, как взойти на вершину славы.

Первый шаг на этом пути был сделан, когда по совету Пиаф (не просто настойчивому, а попросту ультимативному) Азнавур изменил форму носа, второй – когда выступил на сцене парижской «Олимпии» в 1956 году, и, наконец, третий – когда спустя шесть лет покорил и американскую публику, выступив в нью-йоркском «Карнеги-холле». О, это было настоящим испытанием. И – подвигом! Это сегодня Шарль Азнавур поет на многих языках мира, включая русский и, разумеется, родной армянский. А тогда он не знал ни слова по-английски. Решение петь перед американской публикой по-французски было едва ли не самоубийством для карьеры артиста. И не то что собравшиеся в громадном зале янки были такими уж националистами, но далеко не все из них были полиглотами и хотели понимать текст. Однако исполнительская манера новой звезды из Старого Света так завораживала, а сидевшие в первых рядах четырехтысячного зала французские журналисты (на один вечер ставшие завзятыми клакерами) аплодировали так громко, что на другой день Азнавур проснулся уже и американской звездой. Подружившись на долгие годы с Фрэнком Синатрой, он вернулся на родину к своей главной подруге, которой оставалось жить всего лишь год. И когда Эдит ушла, он горько плакал, не скрывая своих чувств ни от кого вокруг.

Ничуть не меньший успех, чем в Америке, ждал Азнавура и в СССР, куда он впервые приехал в 1964 году. Так же громко, как в Нью-Йорке, артисту аплодировали на подмостках всего мира, включая и далекую Кубу, где он мечтал побывать всю свою жизнь и куда добрался лишь в 2006 году в ранге «абсолютного чемпиона», продавшего более 100 миллионов (!) дисков по всему миру. И даже фантастическая загруженность и непрекращающиеся гастроли, съемки в кино (более 60 ролей) и литературная деятельность (несколько книг мемуаров) не помешали Азнавуру стать послом Армении в Швейцарии, где он живет уже много лет, оставаясь в душе французом и армянином. В Армении буквально боготворят Азнавура, который в 2008 году стал гражданином Армении и теперь представляет культуру древнего народа в ЮНЕСКО. В Ереване в его честь названа одна из центральных площадей.

Сегодня на берегу Женевского озера, где он проводит редкие минуты отдыха, Командор Ордена почетного легиона Шарль Азнавур, оборачиваясь на прошлое, утверждает, что он не звезда. «Надеюсь, что я просто мастер», – говорит месье Азнавур. И обещает, что будет петь до ста лет!

"