Posted 21 мая 2014,, 20:00

Published 21 мая 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:20

Updated 8 марта, 04:20

В ожидании «Левиафана»

В ожидании «Левиафана»

21 мая 2014, 20:00
Фестиваль идет в рабочем ритме. Из кинозалов то и дело раздается мелодия «Карнавала животных» Сен-Санса, озвучивающая фестивальную заставку. На 24 ступеньках знаменитой каннской лестницы демонстрируют наряды от «Диора» и «Гуччи» Николь Кидман и Джулианна Мур, Наоми Уоттс и Кароль Буке, Гаэль Гарсия Берналь и Гаспар Уль

Первый фестивальный уикенд позволил подвести некоторые итоги. Конкурсная программа – а она и есть лицо фестиваля – в этом году, похоже, удалась. Постарались и каннские режиссеры-ветераны (не все, правда, о чем речь ниже) и двое вновь прибывших на эту «ярмарку тщеславия» – аргентинец Дамиан Шифрон с комедией-триллером «Дикие истории» (в духе Альмодовара, братья Альмодовары и выступили здесь в качестве продюсеров) и американец Беннет Миллер с «Охотником на лис».

Беннет Миллер перехватил эстафету у авторов байопиков (про Грейс Келли, про Уильяма Тернера, про Ив Сен-Лорана), рассказав невероятную историю про представителя богатейшего американского клана Дюпонов Джо Дюпона (отлично сыгранного Стивом Кэреллом). Тем более невероятную, что она основана на реальных событиях. Тщеславный и немного сумасшедший «американский патриот» Джо Дюпон не смог умерить свои открытые спортивные амбиции и скрытые гомосексуальные наклонности и застрелил, то ли из ревности, то ли слегка сбрендив, своего верного помощника, тренера созданной Дюпоном команды рестлеров под названием «Foxcatcher» (буквально «Охотник на лис») Дэйва Шульца (Марк Руффало).

«Охотник на лис», которого называют главным претендентом на будущий «Оскар», переключил внимание каннской публики с проблем европейских на жизнь за океаном. За ним так же удачно выступил – второй раз в режиссерском амплуа – актер Томми Ли Джонс, рассказав – внятно и эмоционально – в фильме «Местный» трагическую историю из прошлого Америки, в центре которой эпизод из жизни трех умалишенных женщин.

Канадцы, захватившие в этом году каннский конкурсный экран, оказались не на высоте (в буквальном смысле этого слова, занимая самые нижние позиции в фестивальном критическом рейтинге). Фильм Атома Эгояна «Пленница», полицейское расследование на тему киднэппинга, сам по себе смотреть интересно, но ему явно не место на фестивальном экране. Остается пожалеть Эгояна и пожурить его продюсеров и каннских отборщиков, «подставивших» мэтра под огонь критики.

Дэвид Кроненберг в «Звездной карте» обрушился на Голливуд, показав его неприглядные стороны, изнанку жизни звезд и простых голливудских тружеников, но сделал это каким-то довольно извращенным способом. Попытка пародии провалилась, серьезная критика не получилась. В конце у зрителей остается лишь вопрос: а о чем, собственно, это мутное, непривлекательное зрелище?

Так что за честь канадского кино предстоит теперь побороться только молодому Ксавье Долану с его «Мамочкой».

Пока в оценках профессионалов лидирует все та же пара – англичанин Майк Ли со своим «Мистером Тернером» и турок Нури Бильге Джейлан с «Зимней спячкой».

Тем не менее каннский марафон далеко еще не завершен. В борьбу вступают новые мощные силы – братья Дарденны, Кен Лоуч, Оливье Ассаяс, Наоми Кавасе, Мишель Хазанавичус, Жан-Люк Годар. Ну и конечно же, Андрей Звягинцев с его морским чудищем «Левиафаном», на которого русские (и большая часть международной критики) возлагают серьезные надежды и которому предстоит завершить состязание за высший фестивальный приз – «Золотую пальмовую ветвь».

"