Posted 21 мая 2008,, 20:00

Published 21 мая 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:18

Updated 8 марта, 08:18

Дело фаворитки

Дело фаворитки

21 мая 2008, 20:00
Дело фаворитки

Модель, светская львица, «бывшая девушка» Марата Сафина и «нынешняя девушка» Романа Абрамовича откроет в Москве новый центр-музей современного искусства. На начало июня назначена презентация. Эту счастливую весть английские газеты не преминули сообщить в связи с другим сенсационным событием – покупкой анонимным коллекционером двух топовых лотов весенних торгов. На нью-йоркском «Кристис» за 36,6 млн. долларов ушла «Спящая соцработница» Люсьена Фрейда, став самой дорогой картиной ныне живущего художника. Вслед за этим уже на «Сотбис» 86,3 млн. долларов были заплачены за «Триптих» английской богемной звезды ХХ века Фрэнсиса Бэкона.

Теперь пазл сложился. Имеется леди, обожающая искусство, есть ее бойфренд-миллиардер и, наконец, очень вовремя подоспели шедевры. Общественность, затаив дыхание, следит за расширением союза. Когда же автобусный гараж, построенный в 1927 году гением конструктивизма Константином Мельниковым, будет превращен в ССС-Moscow (таково название предполагаемого центра), наш треугольник (девушка-спонсор-искусство) засияет на манер масонского знака на американских купюрах.

В принципе новость об Абрамовиче и Жуковой можно было бы оставить на откуп светским репортерам, если бы не два важных момента. Во-первых, очень интересен всплеск внимания к современному искусству со стороны подруг состоятельных господ. Мы помним их эволюцию. Сначала высшим достижением в этой среде считалось служба «моделью» и попутное приобретение иномарки. Затем, завладев новенькой квартирой, полагалось называться «декоратором». Кого-то выкинуло на нелегкую стезю шоу-бизнеса. Ксения Собчак и поныне там мается. Но те, что повышают свой уровень за границей, нащупали отличную жилу – арт-бизнес.

Общение с искусством у богатых девушек строится примерно так же, как и роман с дизайном: сначала обставляем свою квартиру, потом помогаем другим. У Дарьи Жуковой, полагаю, все было уровнем повыше – ее видели на яхте Абрамовича на Венецианской биеннале, а потом среди бриллиантов на московском Салоне изящных искусств. Но суть не меняется. Первая заявленная выставка в новом центре – экспозиция Ильи Кабакова. Так и видишь, листает наша львица богатый журнал и читает: «Илья Кабаков – художник № 1 в мире». И ведь тут не поспоришь – концептуалист Кабаков, живущий в Америке, слывет едва ли не единственным русским небожителем на высоченном арт-Олимпе. Он страшно придирчив к выбору площадок и проектов (Третьяковку так и не почтил присутствием). Но лично я начинаю думать, что дело в толщине пачки банкнот – стоит ими помахать, и вот уже знаменитые кабаковские инсталляции пакуются в трейлеры.

Второе следствие из новости о Жуковой–Абрамовиче не дает повода к радости. Наша российская арт-сцена уже приобрела форму, глянец, денежных спонсоров, но так и не достигла правильного уровня профессионализма. Более того, чем сильнее галереи и музеи срастаются с шоу-бизнесом (а там тебе и презентации, и рейтинги «лучших и дорогих художников»), тем меньше надежд на серьезное к ним отношение. У нас как не было, так и нет авторитетного музея современного искусства. Правильное время (когда создавались МОМА или Центр Помпиду) мы упустили и теперь напрочь лишены любых критериев качества. Остается верить глянцу с его культом звезд и аукционам с их культом денег. Британские СМИ, впрочем, успокаивают – якобы Дарья Жукова пригласит правильных западных консультантов. Ни на одну минуту не сомневаюсь – пригласит. И выйдет так же, как с Московской биеннале, которую делает целая группа высококлассных иностранцев, но получается так, словно на три дня наняли гастарбайтеров за три рубля.

Конечно, нехорошо пресекать культурные инициативы. Благо, появилась новая генерация светских девушек, чьи интересы лежат чуть выше бутиков. Что ж с того, что в искусстве они тоже мыслят категориями бутика («что нынче носят?»). Я, признаться, первым пойду в СССМ. Но от всей шумихи вокруг музея фаворитки миллиардера, вокруг «подарков» ее бойфренда в этот музей, купленных на «Сотбис» и «Кристис», остается ощущение какой-то дешевой (при всех десятках миллионов) и неприятной суеты. Если угодно, новорусского нахрапа и чеса – сейчас мы вам устроим супер-арт! Впрочем, английские таблоиды услужливо сообщают, что 26-летняя Даша Жукова, «дочка бывшего киномеханика, начавшего торговать нефтью», еще изучает в Лондоне гомеопатию. Советую нашим доморощенным львицам отвлечься от галерей и обратить на гомеопатию пристальное внимание – перспективное, судя по всему, дельце.

Автор – арт-обозреватель «НИ»

"