Posted 21 апреля 2015,, 21:00

Published 21 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:42

Updated 8 марта, 03:42

Что нам делать с пьяным матросом?

Что нам делать с пьяным матросом?

21 апреля 2015, 21:00
Выставка Альфреда Эйзенштадта, одного из самых известных фотожурналистов прошлого века, проходит в Москве в Еврейском музее и центре толерантности. Всегда радостная Мэрилин Монро, печальный Томас Элиот, мудрый Эрнест Хемингуэй, элегантный Михаил Барышников – эти фотографические образы хорошо известны на Западе, российс

Свою первую камеру Альфред Эйзенштадт получил в подарок на 14-летие. Продавец-галантерейщик и самоучка в области искусства, в 1927 году он, изо всех сил помогая обедневшей после войны семье, продал свою первую фотографию – «Девушку, играющую в теннис» одному немецкому изданию и начал сотрудничать с агентством Pacific and Atlantic Photos. Его первые фотографии – это летопись немецкой жизни между двумя войнами. Эмигрировав из нацистской Германии в Америку, будучи успешным фотографом, Эйзенштадт и не подозревал, что он уезжает навстречу своей судьбе: его портфолио впечатлило издателя журнала Time Генри Люса, который сразу же сделал Альфреда штатным фотографом своего нового журнала Life. Впоследствии Эйзенштадт стал ведущим автором новостного еженедельника. Для Life Эйзенштадт сделал тысячи репортажей, а его фотографии появлялись на обложке журнала более 80 раз.

На выставке «Альфред Эйзенштадт. Отец фотожурналистики» представлены более 50 снимков мастера. Начиная с самой первой фотографии, той самой девушки-теннисистки (оригинальное название фотографии – «Осень. Тени становятся длиннее»), авторы выставки предлагают последовательно познакомиться с творчеством классика фотожурналистики, посмотрев сначала его довоенные фотографии, хрестоматийные исторические снимки (это «Портрет Йозефа Геббельса» и «Встреча Гитлера с Муссолини»), затем хронику послевоенной жизни (есть на выставке и «визитная карточка» Эйзенштадта – «Поцелуй на Таймс-сквер в День Победы»), и, наконец, взглянуть на портретную галерею богемы: иконические изображения Мэрилин Монро, Софи Лорен, Сальвадора Дали и Галы, Альберта Эйнштейна, Томаса Элиота, Эрнеста Хемингуэя, Джона Кеннеди, Уинстона Черчилля и многих других.

Кстати, карточку «Поцелуй на Таймс-сквер в День Победы» (другое название – «Безоговорочная капитуляция»), которая сделала его легендой, Эйзенштадт не считал своей самой лучшей фотографией. Она была сделана 14 августа 1945 года в Нью-Йорке, в тот день, когда американцам по громкоговорителям сообщили новость о том, что Япония капитулировала. Происходящее на Таймс-сквер было сродни тому, что происходило в нашей стране 9 мая того же года: люди поздравляли друг друга с победой, обнимались, плакали. Эйзенштадта в этот день отправили на площадь с редакционным заданием, и он ждал момента, чтобы сделать кадр, еще не подозревая, что через секунду ему представится возможность запечатлеть символ окончания войны. Им стали пьяный матрос, который в эйфории целовал всех женщин без разбора, и случайно оказавшаяся в его цепких руках медсестра. «Мое имя забудут, но будут знать, что есть снимок, где матрос целует медсестру, и этот снимок был сделан в конце Второй мировой войны», – говорил Эйзенштадт.

Выставка, посвященная мастеру, сумевшему поймать «самый искренний и легкий поцелуй за всю историю фотографии», впервые в России представляет его наследие в таком объеме. Эйзенштадт в своих репортажах сумел показать, что документальность и художественность прекрасно сочетаемы, а фотография – это не просто картинка.

"