Рус
Eng
Пой частушки, бабка ежка!

Пой частушки, бабка ежка!

22 апреля 2013, 00:00
Культура
Мария ТЕРЕЩЕНКО
В минувшую пятницу в Концертном зале имени Чайковского прошел мультконцерт – уже второй в афише филармонии и четвертый, если считать современные русские мультконцерты вообще. Еще два состоялись минувшей осенью в честь 100-летия российской анимации.

Теперь о «новом, хорошо забытом старом» концертном жанре можно уже говорить как об отлично себя зарекомендовавшем. Залы во всех случаях были полны, билеты – в дефиците, афиша каждый раз выглядела более чем достойно и насчитывала немало ярких имен. 19 апреля, например, выступал Российский государственный симфонический оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки, вел концерт Вадим Жук, пели Зоя Зелинская, Вячеслав Войнаровский, Сергей Никитин, Георгий Сиятвинда, Ирина Медведева и многие другие. А подпевали им целых два хора: детская вокальная группа «Класс-центр» и Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова.

Киновед, документалист и телережиссер Сергей Капков (тезка руководителя московского департамента культуры) создал не просто концерт, а сложное мультимедийное шоу – ностальгическое, развлекательное и познавательное одновременно. В программе звучала самая разнообразная киномузыка: от «Лилипуточки» из очень старого советского кино «Новый Гулливер» до песенок из «Маши и Медведя» и «Смешариков», от всем известных хитов из «Бременских музыкантов» или «Летучего корабля» до композиций из редких мультфильмов вроде «Мальчик шел, сова летела», от простых забавных мелодий вроде «Антошки» до авангардной музыки Софии Губайдулиной из «Маугли».

На двух больших экранах на сцене демонстрировались отрывки из мультфильмов. Между музыкальными номерами Вадим Жук отлично совмещал изысканные шутки с серьезной просветительской лекцией по теории и истории анимации. А отдельными вставными номерами стали крошечные, но впечатляющие мастер-классы, демонстрирующие зрителям, как создается анимационное кино. Наталия Дабижа на глазах изумленной публики оживила настоящую куклу Старухи Шапокляк, Вадим Жук сам стал героем крошечного мультфильма в технике пиксилляции, которая предполагает покадровую съемку живых актеров, а в довершении Роман Пальченков и Артем Долгополов показали, как рисовать мультфильмы из света.

Вряд ли успех мультконцертов можно объяснить исключительно хорошей режиссурой или даже обаянием дирижера Сергея Скрипки, который не только отлично провел свой оркестр через все рифы и заводи мультипликационной музыки, но даже сам спел партию Короля из мультфильма «По следам Бременских музыкантов». Кажется, причина популярности мультконцертов в той очевидной ностальгии по детскому искусству советских времен.

Об оскудении сферы искусства для детей в сравнении с советским временем не говорит разве что ленивый, однако, пожалуй, ни в одной другой области это не сказалось так сильно, как в музыке. Если мультфильмы в постсоветское время худо-бедно, но снимались, книги все-таки писались, то музыки для детей не сочиняли вовсе (или, по меньшей мере, не обнародовали) как минимум лет пятнадцать. Спохватились, в сущности, только к концу нулевых. Что-то появилось у «Смешариков», несколько лет назад родился прекрасный проект Ирины Богушевской «Детская площадка», затем – «Фиксипелки», песенки из «Маши и Медведя», отдельные композиции в «Горе самоцветов». Однако и сейчас, к 2013 году, детской музыки остро не хватает.

Впрочем, сегодня многие анимационные продюсеры озадачились этой проблемой и все чаще обращают свое внимание не только на видео, но и на музыкальный ряд своих работ. Режиссер-пластилинщик Сергей Меринов запустил только что проект мульт-азбуки, где на каждую букву приходится по забавной песенке, «Союзмультфильм» возобновил альманах «Веселая карусель», в каждом выпуске которого обязательно участвует музыкально-песенная история. А композитор-песенник и одновременно анимационный продюсер Георгий Васильев уже объявил о мультипликационном проекте под названием «Мультконцерт», который обещает принести малышам множество новых мелодий.

Разумеется, понадобится немало времени и усилий, чтобы восполнить почти 20-летний пробел, но хочется верить, что лет через пять мультконцерты будут наполовину состоять из современной музыки. И хорошо бы из такой, которая сможет сравниться с композициями Софии Губайдулиной, Сергея Никитина, Алексея Рыбникова, Геннадия Гладкова, Максима Дунаевского и других композиторов XX века.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter