Posted 21 марта 2011,, 21:00

Published 21 марта 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:23

Updated 8 марта, 06:23

Богов спустили в календарь

Богов спустили в календарь

21 марта 2011, 21:00
В столице начался фестиваль «Мода и стиль в фотографии», объединяющий более двух десятков выставок, главные из которых приурочены к Году Италии. Собственно, от моды на этом смотре почти ничего не осталось – большинство проектов откровенно исторические, обращены к иконам прошлого. А те, кому на роду написано работать на

Невнятность программы «Моды и стиля», когда типично музейная выставка «Феллини: Гранд-парад» идет вместе с девушками из календаря, породила множество домыслов. Мол, Дом фотографии столько сил потратил на открытие нового музея (теперь он называется Мультимедиа Арт Музей), что уже на фестиваль их не хватило. Поэтому нет ни четкой концепции, ни ясного послания.

Впрочем, при определенной сноровке и здесь можно увидеть сквозные сюжеты. Например, популярность послевоенной фотографии. Сразу два проекта преподносят звезд того времени – Федерико Феллини и Марлен Дитрих – в качестве самого модного и актуального блюда. Стиль – это не чудеса фотошопа и дизайнерские хитрости, стиль, если верить устроителям винтажных выставок, это яркая, неординарная личность. И даже там, где Марлен Дитрих откровенно непрезентабельна, подловлена бесстыдным папарацци, один ее поворот головы или вскинутые брови стоят дороже всех потуг подиумных моделей.

С глянцем – а именно с ним ассоциируется этот фестиваль – дела тоже идут непросто. С особым трепетом светская публика ждала открытия двух экспозиций. С одной стороны, авторский проект заготовил немец Юрген Теллер, любимец европейской богемы, которому заказывают сессии самые авторитетные модные дома. С другой – свой фотодебют в Москве представил Карл Лагерфельд. Обе выставки оказались в критической близости друг от друга, обе вступили в острою схватку.

Теллер выступил как пересмешник и иронист. Его «Тексты и образы» – это картинки с комментариями, на которых мир Высокой моды низводится до придорожной забегаловки. Здесь в одном ряду идут Шарлотта Рэмплинг, Ив Сен-Лоран, бодрая старушка-мама фотографа (страстная болельщица и любительница крокодилов) и просто девица из игрового павильона на ярмарке. Фотографу ничего не стоит во время съемок госпожи Рэмплинг разыграть из себя нагловатого подростка и схватить модель за грудь (заранее, правда, попросив разрешения). И вот из таких анекдотичных историй – «как я держал за грудь Шарлотту», «как я надул Лорана», «как я курил с Дэвидом Хокни», «как я круто тусовался с Куртом Кобейном» – состоит вся затея. Если бы не имя фотографа – завзятого провокатора, эту самонадеянную подборку в стиле ЖЖ можно было бы отправить в место, особенно любимое Юргеном Теллером (съемки в туалете давно стали его фирменной маркой). Однако пафос развенчания гламура и передергивания любых авторитетов у немца так силен, что вся выставка выглядит как искренний крик младенца про голого короля. А детям очень многое прощаешь.

На этом фоне совсем дико смотрятся «Мифологии» Карла Лагерфельда – вот кто напрочь лишен самоиронии и трезвого взгляда на жизнь. Получив заказ от известной компании на создание календаря с обнаженной натурой, дизайнер вывел в качестве девочек-ню античных богинь и богов (на фото). Тут есть андрогинный Аполлон, грозная Гера (ее роль исполнила Джулианна Мур), итальянский красавец изображает Ареса, а девушки-старлетки – Орфея и Эвридику. Не обошлось, конечно, без Афродиты и амазонок. Модельер искренне верит, что творит красоту и новый человеческий идеал. Все это выполнено с такой серьезностью, словно он создает не постеры для дальнобойщиков, а по меньшей мере новую религию. Вот тут, на съемках Лагерфельда, очень бы пригодился Юрген Теллер. Уж он-то быстро бы разобрался, кто тут бог, а кто просто голый мужик.

"