Posted 21 марта 2006,, 21:00

Published 21 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:18

Updated 8 марта, 09:18

Шагающие вазы

Шагающие вазы

21 марта 2006, 21:00
Остров Мурано, находящийся недалеко от Венеции, почти 700 лет всемирно известен своими стекольными мастерскими. Однако на выставку «Осторожно: стекло» в Пушкинский музей прибыли не венецианские антикварные редкости, а экспонаты, которые являются итогом новейших опытов современных художников. Оказывается, из стекла можн

В средние века, когда венецианцы переселяли всех стеклодувов на небольшой остров Мурано, они заботились о двух вещах. Во-первых, нужно было не спалить свой город (стекольщики работали на открытом огне). Во-вторых, сохранить ремесленные секреты, которые приносили баснословные прибыли. В итоге Мурано превратился в закрытую колонию привилегированных художников (а по совместительству и разбойников – муранские граждане не брезговали пиратством). После падения Византии именно в Мурано оказались лучшие рецепты византийской смальты (сплава стекла с красками), из которой создавалась знаменитая мозаика. Так или иначе, вплоть до XVIII–XIX веков итальянцы лидировали в стекольном искусстве, эксклюзивно производя легчайшие изделия – бусы, кубки, фляги разных оттенков: от кристально белого до невозможно черного (до той поры, пока один из перебежчиков не перенес рецепт в Богемию).

После того как ХХ век открыл новые материалы, мастерские Мурано несколько захирели. Они стали тем, что сегодня называют «народным промыслом»: милой приманкой для туристов. От окончательного разорения стеклодувов спасли современные художники, которые с 1950 годов стали заказывать на Мурано декоративные вещи по собственным эскизам. Здесь работали Пикассо и Шагал, Брак и Ле Карбюзье. В итоге мастерские поменяли свою ориентацию на 180 градусов: если раньше это были закрытые сообщества, то сегодня они превратились в интернациональные галереи. Здесь набираются опыта и работают художники со всего мира. Именно эта многонациональная команда создала выставку в Музее личных коллекций Пушкинского музея.

В фойе московских зрителей встречает часть инсталляции Пино Кастаньи, которую просто невозможно показать в обычном зале: из стекла фиолетового оттенка созданы заросли бамбука высотой почти в 5 метров. Подобного рода парадоксальных и концептуальных произведений на выставке больше, чем можно было ожидать до стеклодувов. Так, Фабрицио Плесси показал девять телевизоров, на экранах которых застыли картинки с изображением мерцающей водной поверхности венецианских каналов. Как выясняется, это не телевизионная картинка, а простые стеклянные панели с цветными разводами (телевизоры внутри полые).

Трое российских художников, участвующих в проекте, оказались едва ли не самыми интересными и эффектными: Андрей Филиппов создал первобытную лестницу из больших стеклянных костей, Никита Алексеев – столб-вазу «Над Раем», Сергей Мироненко – внушительных масштабов микросхемы. Между тем один из самых запоминающихся объектов – «Шагающие яйца» бельгийца Кун ван Мехелен. Прозрачные стеклянные яйца на железных лапах разбегаются на специальном покрытии. Как ясно из аннотации, художник давно и плодотворно разрабатывает в своем творчестве образ «всемирной курицы», символа мироздания. Скорее всего, Кун ван Мехелен вкладывал в свое творение глубоко положительный смысл, но с учетом европейских страхов вокруг птичьего гриппа его хрустальные колбы на ножках выглядят угрожающе.

"