Posted 21 февраля 2010,, 23:06

Published 21 февраля 2010,, 23:06

Modified 8 марта, 07:12

Updated 8 марта, 07:12

Угасла жизнь режиссера «Белого солнца пустыни»

Угасла жизнь режиссера «Белого солнца пустыни»

21 февраля 2010, 23:06
Угасла жизнь режиссера «Белого солнца пустыни»

Поздним вечером в воскресенье, 21 февраля, ушел из жизни Владимир Мотыль – режиссер целой серии шедевров отечественного кино. «Это произошло около 23.00»,– сообщила РИА Новости о смерти отца дочь Мотыля Ирина.

Известный кинорежиссер умер на 83-м году жизни.

Как уже сообщали «Новые Известия», 5 февраля Владимир Мотыль был доставлен в московскую городскую клиническую больницу № 67. Режиссер был дома один, когда с ним случился приступ. Он не смог открыть дверь бригаде «скорой помощи», поэтому ее пришлось взломать.

Поначалу, как утверждал внук Мотыля Аркадий, врачи подозревали, что у его дедушки «возможно, инсульт, он упал и, возможно, там перелом». После обследования медики обнаружили у известного пациента перелом шейных отделов позвоночника и пневмонию. Тогда из отделения травматологии Мотыля перевели в реанимацию. Его состояние оценивалось как тяжелое.

Народный артист России Владимир Мотыль известен многим поколениям россиян и жителям бывшего СССР как автор таких шедевров советского кино, как «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Женя, Женечка и «катюша».

Свой последний фильм Мотыль снял в 2007 году – работу над лентой «Багровый цвет снегопада» он завершил как раз к своему 80-летнему юбилею. «Это большой кинороман из истории России за период с 1916 по 1926 годы, – рассказывал режиссер о своем новом фильме в интервью РИА Новости. – В центре картины – судьбы трех героев, на фоне которых и происходят все эти исторические потрясения».

Работая над картиной, классик отечественного кино… дебютировал сразу в двух новых для себя ролях. «Впервые я выступил здесь не только как режиссер, но и как сценарист, и как генеральный продюсер, – отметил Мотыль, – и это было настоящее свободное творчество, где по ходу съемок много корректировалось и придумывалось».

Мотыль начинал как театральный актер и режиссер (он закончил актерский факультет Театрального института в Екатеринбурге). «Театр приучил меня к хорошей драматургии, он воспитывал меня классикой. Пиком моей театральной карьеры стала должность главного режиссера Театра юных зрителей в Екатеринбурге. Но потом я ушел в кино, в свободное плавание. Я никогда не служил, кстати, ни одной студии, оставался свободным человеком, и только в этом случае, по моему глубокому убеждению, возможно настоящее свободное творчество»…

Владимир Яковлевич Мотыль родился 26 июня 1927 года в белорусском городке Лепель. Когда Мотылю было три года, его отца – польского эмигранта, арестовали и сослали на Соловки, где он и погиб. Через несколько лет сослали и мать, и маленький Володя вместе с ней оказался в ссылке на Северном Урале. В начальных классах школы в городе Оса Владимир организовал кружок, где ставил одноактные пьесы, в которых сам играл главные роли и расписывал картонные декорации.

В 1948 году он окончил актерское отделение Свердловского театрального института, а в 1957 году – заочно исторический факультет Уральского университета.

Работал режиссером Свердловского драматического театра, затем актером и режиссером в театрах Сталиногорска (Новомосковск) Тульской области, Нижнего Тагила.

С 1955 года был главным режиссером Свердловского ТЮЗа. За время работы в театрах Урала и Сибири поставил более 30 спектаклей.

В 1957-1960 годах Владимир Мотыль работал режиссером Свердловской киностудии. После 1960 года он не состоял в штате ни одной киностудии страны.

Как кинорежиссер Мотыль дебютировал в 1963 году на таджикской киностудии фильмом «Дети Памира». В 1967 году по собственному сценарию совместно с Булатом Окуджавой снял фильм «Женя, Женечка и «катюша».

В 1969 году вышел его фильм «Белое солнце пустыни», который оказался бестселлером как в национальном, так и в мировом прокате. Космонавты перед стартом обязательно смотрят этот фильм Владимира Мотыля. Почти через тридцать лет после выхода на экраны Указом президента РФ Бориса Ельцина фильму была присуждена Государственная премия РФ.

В 1975 году Мотыль закончил съемки исторической эпопеи «Звезда пленительного счастья», также единодушно признанной кинокритикой и публикой. Однако успех фильмов Мотыля раздражал чиновников Госкино СССР, которым не нравилось, что режиссер живет в свободном режиме – отказывается войти в штат какой-либо киностудии. Его не включали в делегации, выезжавшие за рубеж, где показывались его фильмы, не допускали к международным конкурсам, обходили званиями, наградами.

В 1976-1985 годах Владимир Мотыль работал художественным руководителем творческого объединения «Экран» Гостелерадио СССР. Был художественным руководителем фильмов «Нет дыма без огня» (1972), «Где ты, Багира?» (1976), «Мерседес уходит от погони» (1980). Снял фильмы «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад» и «Жил-был Шишлов».

В 1980 году на киностудии «Ленфильм» он поставил фильм «Лес» по одноименной пьесе Островского, который разрешили к показам только в 1988 году. В 1989 году на киностудии «Мосфильм» поставил ленту «Расстанемся, пока хорошие».

В 1987-1997 годах он вел режиссерскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров (ВКСР), в 1992-1998 годах был художественным руководителем режиссерского отделения ВКСР.

В 1993-1996 годах Владимир Мотыль был руководителем независимой студии «Арион».

С 2001 года – руководитель «Студии Владимира Мотыля»«.

Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в Школе кино и телевидения и в мастерской Юрия Грымова.

Владимир Мотыль снял всего десять фильмов, последний его фильм – «Багровый цвет снегопада», в котором показана реальная судьба женщины, всю свою жизнь посвятившей мести за зверски убитого большевиками мужа.

За свои работы Владимир Мотыль удостаивался наград на различных фестивалях: за фильм «Дети Памира» – приза Союза кинематографистов СССР и Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде (1964); приза Международного кинофестиваля в Джакарте (1965); за фильм «Звезда пленительного счастья» был награжден почетным дипломом «Лучшие фильмы мира» на Международном фестивале 1977 года (Белград, СФРЮ); за фильм «Белое солнце пустыни» – призом фестиваля «Золотой Остап» (Петербург, 1995); главным призом телефестиваля «Золотой билет» (1996); за фильм «Несут меня кони» – главным призом фестиваля «Крымская киноривьера» (Ялта, 1996) и призом фестиваля «Листопад» (Минск, Белоруссия, 1997).

Владимир Мотыль был избран действительным членом Международной академии информатизации при ООН. С 2006 года входил в состав Совета по культуре при Председателе Совета Федерации РФ.

Владимир Мотыль неоднократно избирался в правление Союза кинематографистов. Он являлся секретарем Союза кинематографистов России.

Заслуженный деятель искусств РФ (1992); Заслуженный деятель Таджикистана (1997); лауреат Государственной премии Таджикской ССР им. А.Рудаки (1964, за фильм «Дети Памира»); лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1997 года (за фильм «Белое солнце пустыни»). Награжден Орденом Почета России (1995, за фильм «Белое солнце пустыни»).

В 2003 году Владимир Мотыль удостоен почетного звания Народного артиста России.

В том же году награжден орденом «За кинематографическое событие» на кинофестивале «Кинотавр-2003» (Сочи).

По материалам РИА Новости

"