Posted 21 февраля 2006,, 21:00

Published 21 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:17

Updated 8 марта, 09:17

Написано на заборе

Написано на заборе

21 февраля 2006, 21:00
Фотограф Георгий Первов называет свой стиль «тоталреализмом». Он пытается зафиксировать жизнь города в самых, казалось бы, маргинальных явлениях. На этот раз художник исследовал спонтанные надписи и рисунки на стенахи тротуарах Москвы. То, что многие считают проявлением вандализма и рядовым хулиганством, у него станови

В античном городе Помпеи, как известно, восторг туристов вызывают общественные места сомнительного свойства – туалеты, бани, публичные дома. И все потому, что их стены испещрены рисунками и надписями древних посетителей. Понятно, что большинство из надписей находятся за гранью приличия. Но как раз в этом их притягательность – современный обыватель узнает своего собрата через две тысячи лет. Психологи в этом случае говорят о бессознательных импульсах, которые в буквальном смысле отражают стены. Филологи делают сравнительный анализ арготических выражений. Художники, в свою очередь, складывают из них свою мозаику, превращая каждую закорючку в факт искусства. Именно по этому пути пошел Георгий Первов, проведя свои краеведческие изыскания и отсняв в Москве (особенно в спальных районах) несколько десятков образцов народной стенописи. Первов – уже именитый исследователь Москвы, получивший в свое время приз «Серебряная камера» за лучшие фотозарисовки столицы.

Судя по выставке, которую пока бездомный Дом фотографии устроил в центре «Фабрика» (фабричный зал переоборудован под выставочный), весь стенописный материал Первова можно разделить на несколько групп. Это, во-первых, эксгибиционистские выкрики озабоченных горожан: речь в них идет о том, что ниже пояса (тут и размашистый мат, и фаллические знаки).

Приводить их в газете нет нужды – они и так у всех на виду. О природе этих рисунков написано немало. Главный вывод: перед нами проявления сексуального анархизма. Как раз они самые неинтересные. Вторая группа – это пока не разгаданные знаки и рисунки с человеческими головами и с символами группировок – анархизм общественного свойства. Эти рисунки очень близки наскальным росписям – есть в них что-то первобытное и угрожающее (нередко человечки изображаются повешенными или зарезанными).

К слову сказать, Георгий Первов не стал брать в расчет граффити – особые надписи в «кислотном» стиле, созданные с помощью баллончиков-распылителей – и, скорее всего, правильно сделал. Ведь граффити в Москве – это занесенный западный продукт, создают их почти профессиональные сообщества, и стороннему человеку все эти росписи непонятны и, если быть откровенным, глубоко безразличны. Зато уличные творцы предлагают свой, российский вариант народного дизайна – наивные картинки в духе детских журналов с ироничным подтекстом: кошка в окне, колобок на пеньке, восход солнца на мусорном бачке.

Помимо настенных знаков фотограф решил обратиться к тому, что находится у нас под ногами. Он зафиксировал разнообразный мусор на тротуарах. И сделал это из философских побуждений. Обрывки газет с объявлениями о частных абортах, ботинки, брошенные посреди дороги, – для Первова, прямо по даосизму, исполнены какой-то потусторонней тайны. Правда, смысл тайнописи непонятен зрителю. В этом, кстати, и состоит главный недостаток проекта: выбран завлекательный материал, остроумно снято, но к чему ведет вся эта затея, по первому разу понять невозможно. Автор считает, что таким образом запечатлевается живое дыхание города. Москва каждый год изменяется на 10%, а художник схватывает изменения, происходящие за минуту и даже за секунду. Однако куда как интересней то, что все эти надписи не минутные, а вечные явления (вспомним те же Помпеи и Древний Рим), и именно в этом ракурсе они куда как больше заслуживают внимания репортеров и туристов.

"