Posted 21 января 2014,, 20:00

Published 21 января 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:49

Updated 8 марта, 04:49

Открытки, которых не было

Открытки, которых не было

21 января 2014, 20:00
На сцене Санкт-Петербургского Мюзик-холла всемирно известный польский режиссер Кшиштоф Занусси представил спектакль «37 открыток» по пьесе современного американского драматурга Майкла МакКивера. В немудреных декорациях известные российские актеры рассказали о жизни американской семьи и о том, как трудно порою смотреть

Завязка проста. После восьмилетнего отсутствия Айвери Саттон (Игорь Петренко) возвращается в родительское гнездо. Он обаятелен, энергичен, влюблен и полон планов. Вместе с ним приехала его невеста. Действие развивается стремительно, в комедийном ключе и с изрядной долей эксцентрики, но где-то в подтексте настойчиво чудится какая-то мрачная тайна, недосказанность. Слишком уж много деланных улыбок, странностей, откровенной нелепицы.

Обитатели дома – родители Айвери, его красавица-тетушка Эстер (Анна Чурина), капризная бабушка (Марина Николаева), возникающая словно из небытия, ведь в ее смерти только что убеждали внука. Все они кажутся немного «свихнувшимися» и напоминают марионеточных кукол с четко заданной программой. Глава семейства Стэнфорд (Сергей Колесников) постоянно широко улыбается в 32 белоснежных зуба и изображает кипучую деятельность. Его жена Эвелин (Людмила Титова) беспрерывно суетится, болтает сущую околесицу, смотрит «стеклянными» глазами сквозь людей и предметы. Грубо ругающаяся и «скачущая» на ходунках 97-летняя бабушка и вовсе напоминает черта, выскочившего из табакерки…

О том, что все непросто, довольно скоро понимает не только Айвери, тщетно пытающийся обратить внимание домашних на покосившиеся стены дома. Смутные подозрения терзают и зрителя. Ведь если семейство Саттонов – не сборище умалишенных, так что заставляет этих людей настойчиво принимать растерявшую последние крупицы самообладания невесту Айвери Джилиан (Ирина Медведева) за сбежавшую прислугу? Почему все отрицают очевидное и доказывают несуществующее?

Правда «шарахает» без предисловий – резко и безжалостно, и озвучивает ее никто иной, как вконец вымотанный Айвери. И оказывается, что не было не только смерти бабушки и любимого пса (найден в саду живым, но смертельно голодным), но и 37 открыток от Айвери, о которых в начале спектакля с придыханием рассказывает Эвелин. Эти открытки – не более чем иллюзия, так же как улыбки и бодрые «рапорты». Все – «обманка», но не для других – для себя. Потому что Стэнфорд неизлечимо болен, но ни он сам, ни окружающие его родственники не готовы в это поверить и с этим жить. Потому что восемь лет назад в доме случилась драма – умер один из сыновей, и с этим тоже никто не в состоянии смириться.

Отсюда – остекленевший взгляд Эвелин, беспорядочная болтовня (только бы не наступила тишина), ощущение неестественности и заданности происходящего, наигранная экспрессия и преувеличенность реакций. Актриса Малого театра Людмила Титова погружает свою героиню в состояние заторможенности-замороженности: спасения от боли нет, а, значит, есть некая кнопка на внутреннем «пульте», отделяющая прошлое от настоящего, и касаться ее – нельзя…

Айвери коснется – не из жестокости и не из жалости – из любви. Боль выплеснется, оцепенение спадет, и появится надежда, что в старом доме начнется совершенно новая жизнь.

"