Posted 21 января 2008,, 21:00

Published 21 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:17

Updated 8 марта, 08:17

Слоны под «Грузом»

21 января 2008, 21:00
Вчера вечером в Центральном доме кино прошла 10-я юбилейная церемония вручения Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за 2007 год. Лучшим фильмом признан «Груз 200» Алексея Балабанова, лучшим режиссером – Кира Муратова («Два в одном»). Призы за мужские роли первого и второго плана присуждены соответс

В этом году Гильдия кинокритиков, получив грант Федерального агентства по культуре и кинематографии, впервые взяла церемонию в свои руки и провела ее согласно своим представлениям, посвятив десятилетию премии, столетию российского кино, а заодно и стотысячелетию первого российского слона. На торжество съехались почти все лауреаты, многие номинанты, большое количество видных гостей и почти вся московская кинопресса. Награды вручали Вера Глаголева, Алла Демидова, Евгения Добровольская, Анна Михалкова, Оксана Фандера, Александр Велединский, Сергей Гармаш и Виктор Сухоруков в паре с представителями и представительницами критического цеха.

Привычное пространство ЦДК было «ослоновлено», по бокам сцены подвешены два гигантских надувных бивня, в фойе выставлены архивные постеры и поставлены оклеенные киноплакатами тумбы в виде слоновьих ног. Пока собиралась публика, на многочисленных мониторах крутился ролик, в котором лица членов Экспертного совета премии чередовались с занятными сведениями из истории кино и провокационными афоризмами о критике («критика относится к искусству так же, как искусство относится к действительности», «недовольство критикой обратно пропорционально самокритичности автора», «художник токует – критик толкует» и т.д.). В начале церемонии показали первую русскую ленту «Понизовая вольница», озвученную музыкой из «Юности Максима». Празднество повели кинообозреватель Лариса Малюкова вместе с писателем и критиком Дмитрием Быковым, который в своем стихотворном обращении прозорливо заметил, что «первый фильм – это зеркало нации: в нем намечено все, что не лечится». Затем директор Музея кино Наум Клейман вручил почетного «Белого слона» главному хранителю Госфильмофонда Владимиру Дмитриеву. Еще один стих собственного сочинения – ироническую оду критике – прочла известная журналистка Алла Боссарт, а в завершение вечера показали два коллекционных фильма, в том числе советскую пародию 1924 года на «Багдадского вора».

Распределение призов не обмануло ожиданий специалистов. По поводу мрачного и символического «Груза 200» было сломано столько критических копий, что его шансы получить звание лучшего фильма года, по версии критиков, оказались предпочтительнее других. «Простые вещи» понравились всем без исключения, особое же впечатление в этой картине произвели Леонид Броневой в мудрой и трагической роли престарелого актера и Сергей Пускепалис, сыгравший измученного семейно-жилищными проблемами врача-анестезиолога.

То, что фильму Сокурова «Александра» достался только приз за лучшую женскую роль, можно было бы счесть умалением его замечательных достоинств. Однако в образе старой женщины, поехавшей в Чечню навестить внука-офицера, сосредоточен смысл картины, и в этой ситуации награда великой Галине Вишневской более чем когда-либо является наградой также режиссеру и продюсеру. Логично и то, что «Белого слона» за роль второго плана в фильме Ларисы Садиловой «Ничего личного» была удостоена Зоя Кайдановская, проникновенно сыгравшая драму покинутой и одинокой женщины.

Два приза присуждены фильму Андрея Звягинцева «Изгнание» – за операторскую работу (оператор Михаил Кричман стал двукратным лауреатом «Белого слона») и за лучшую музыку (Андрей Дергачев и Арво Пярт), а награду за лучшую работу художника получили Елена Жукова и Даши Намдаков («Монгол»).

Еще одним триумфатором «Белого слона» стал знаменитый кинодраматург Александр Миндадзе, снявший по собственному сценарию фильм «Отрыв» о психологических последствиях авиакатастрофы – ему вручили премии за лучший дебют в режиссуре и лучший сценарий. Прилагаемый к статуэтке слона диплом лауреата не содержит мотивировки, но если бы она была, то звучала бы, наверное, так: «За создание киноязыка, способного отразить смятенное сознание, и за творческую работу, требующую работы понимания».

Столь же естественно, что лучшим зарубежным фильмом российского проката был назван каннский лауреат, которого только что прокатили в Голливуде (на «Золотом глобусе» и на «Оскаре») – «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджу. Строгость и художественный минимализм этой драмы о криминальном аборте пришлись по душе большинству экспертов «Слона». Лучшим документальным фильмом критики сочли стилистически близкую ей «Мать» Павла Костомарова, а лучшей анимационной лентой – рисованную «Девочку дуру» Зои Киреевой.

"