Posted 20 декабря 2005,, 21:00

Published 20 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:29

Updated 8 марта, 09:29

Юозас Будрайтис

Юозас Будрайтис

20 декабря 2005, 21:00
На очередной редакционной летучке «НИ» состоялась встреча с народным артистом Литвы Юозасом БУДРАЙТИСОМ. Этого человека российские зрители знают по десяткам ролей (более 70), которые он сыграл в кино. Сейчас Будрайтис снимается реже. Много времени отнимает служба: уже 9 лет он является атташе по культуре посольства Лит

– Господин Будрайтис, вы много газет читаете?

– Конечно, и стараюсь просматривать как можно больше прессы, чтобы всегда быть в курсе всех событий. Но, признаюсь, для меня газета – это таинственное нечто. Я не могу понять, как это все делается, хотя сам мечтаю издавать газету, посвященную культуре Литвы. Уже даже название есть – «Окно в Литву». Но как ее создавать, я пока не понимаю и удивляюсь, как вам удается делать такие замечательные вещи, ведь иногда читаешь газету не отрываясь. А сегодня я еще узнал, что у «Новых Известий» есть и различные приложения, в том числе о кино и театре.

– На ваш взгляд, российская и литовская пресса достаточно уделяет внимания освещению событий в мире культуры?

– По-моему, одинаково недостаточно, если брать ежедневные газеты. И я понимаю почему. Газетам нужны сенсации, интриги, приключения, чтобы удержать читателя. А что возьмешь с культуры? Другое дело, когда происходит что-то из ряда вон выходящее. Вот рядом с домом, где я живу в Москве, случилось несчастье – произошел взрыв газовых баллонов, одного человека разорвало. Знаете, мне было жутко. Так вот в связи с этим случаем меня просто атаковали журналисты. Понимаете, о проблемах культуры могут спрашивать не так интенсивно, как о каком-нибудь ЧП. В связи с этим у меня постоянно возникает вопрос – что же такого нам надо сделать, чтобы и на культуру стали чаще обращать внимание?

– Читая российскую прессу, на что еще, помимо искусства, вы обращаете внимание?

– Я слежу за политикой, и не только потому, что работаю атташе по культуре. Просто хочется слиться с пульсом страны, знать, чем она живет, что происходит в политике. По-моему, все политические отношения похожи на детектив, на приключенческую литературу. Меня все это захватывает исключительно как драматургия. И конечно, я всегда интересуюсь информацией о Литве. Не скрою, бывает обидно, когда говорят, к примеру, что в Прибалтике угнетаются права русскоязычных людей. Но, извините, я как литовец сразу начинаю протестовать, потому что у меня в стране такого нет. Может, где-то и есть, но зачем же обобщать? Я люблю свою страну, и мне трудно согласиться с негативом, который появляется в прессе.

Например, последний опрос литовцев на тему «кто для вас является самым благоприятным народом для общения» показал, что большинство респондентов отдают предпочтение россиянам. И я могу поклясться, что любого россиянина в Литве встретят дружественно и никакого негативного отношения со стороны литовцев вы не почувствуете.

– А когда вы видите обидные для вас публикации в газетах, передачи на ТВ, у вас не возникает желание приехать в редакцию, пообщаться с журналистами, разъяснить, что к чему?

– Конечно, бывают порывы вскочить и объяснить журналистам их ошибки. Но я ведь знаю, что журналистика – это игра, что часто человек пишет совсем не то, о чем думает на самом деле. И в таком случае зачем что-то объяснять? Это бесполезно. Сейчас мы готовим поездку в Литву для журналистов, пишущих о культуре. Они побывают на различных мероприятиях. Посмотрим, может, кому и понравится у нас.

– А когда вы бываете в Литве, читаете местные газеты?

– Обязательно читаю, и очень много. В Литве есть газета «Летувос ритас», так вот ее можно сравнить с утренним кофе, мой день начинается именно с этой газеты. Ее хоть и поругивают за желтизну, но она мне нравится, в ней очень много оперативной информации. Ну а для души я читаю еженедельник «Шяурес атенай». Там есть и философские материалы, и статьи социологического характера, освещаются будни искусства – актуальные и острые темы. Интересно, что именно эта газета завоевала сердца молодежи. Ее читает и моя 25-летняя дочь. Также просматриваю газеты «Литература ир мянас» и «Летувос жиниос».

– В России сейчас активно снимают новые фильмы. В каком состоянии находится кинематограф в Литве?

– В Литве всего три с половиной миллиона жителей – это капля. И зрители даже при активном посещении кинотеатров не могут вернуть затраченные на фильм деньги. Поэтому кино в Литве создается, но, естественно, не такими темпами, как в России. Пока государство не может себе позволить выделять огромные средства на обеспечение развития кино. Два фильма в год – это максимум для нашей страны. А вот в документальном кино подъем, просто расцвет, но оно и не требует столько затрат, как художественные фильмы. И замечу, в Литве документальное кино очень популярно, доказательством могут служить регулярные фестивали, которые проходят с аншлагом.

Но я верю, что со временем ситуация в Литве изменится кардинальным образом. После того, как мы вступили в Евросоюз, появилось еще больше уверенности. Это не значит, что Европа засыпала нас драгоценностями, все понимают, что такого и не могло быть. Просто Европа придает дополнительную уверенность, а включение в общий механизм позволяет уравновешивать все сферы экономики. Пусть медленно, но экономическая ситуация в нашей стране улучшается: рост внутреннего валового продукта 6,7%, инфляция 2,6%. Снизилась безработица с 11 до 6–7 процентов. И молодые, и пожилые люди уже могут позволить себе ходить в театры, на концерты, в кино.

– Новое российское кино вам нравится?

– Нравится прежде всего процесс, то, что оно возрождается после десятилетнего застоя. Успешный прокат фильмов «Ночной дозор», «Турецкий гамбит» и других картин заставил современных бизнесменов понять и поверить, что на кино можно зарабатывать. И это хорошо. И пусть сейчас снимают только, как модно сегодня говорить, блокбастеры. Главное, что они приносят деньги, на которые со временем можно будет делать и серьезное кино.

– Вы сыграли много замечательных ролей в кино, а сейчас успеваете сниматься?

– Нечасто, но бывает, в свободное от работы время. Вот недавно с Вадимом Дербеневым мы закончили работу над сериалом, который, наверное, выйдет после Нового года. У Николая Лебедева снялся в фильме «Волкодав». Он тоже появится в новом году. Много сниматься не могу: служба. Да и не всегда предлагают что-то стоящее, ради интересного предложения я бы и отпуск взял. Ведь я обожаю кино, и моя любовь к нему никогда не пройдет.

– Вы уже, наверное, привыкли к московской жизни?

– Да, я привык к многогранной и интенсивной жизни в Москве. Принимаю ее со всеми плюсами и минусами. Скажу больше, у меня даже появились любимые места – Патриаршие пруды и многие другие уютные уголки, с которыми мне трудно будет прощаться.

Но вот безобразия на дорогах меня до сих пор поражают. Я стал побаиваться переходить дорогу, и даже когда попадаю в Вильнюс, начинаю вести себя, как все здесь, в Москве, себя ведут. Например, пропускаю на «зебре» автомобили. А они не едут, водители машут, чтобы я проходил. И это не только потому, что в Литве введена строгая система штрафов, просто у нас культура вождения высокая. А в Москве все наоборот. К примеру, здесь меня пропустили лишь однажды. Я этот случай никогда не забуду. Решил перейти дорогу, каюсь, в запрещенном месте, то есть сам нарушал правила дорожного движения. Половину дороги я проскочил удачно, но застрял на второй. Машины шли потоком. И тут случилось чудо. Один автомобиль остановился и уступил мне дорогу. За рулем была девушка. Я ей был так благодарен, что даже начал кланяться, кланяться, кланяться. И пока я это делал, даже собралась пробка.




Ясен Засурский: «Главное – не превратиться в пропагандистов»