Рус
Eng
Свой среди своих

Свой среди своих

21 октября 2010, 00:00
Культура
ЛЮДМИЛА ПРИВИЗЕНЦЕВА
С первых шагов в кино Никита Михалков совершал поступки, которые неизменно горячо обсуждались в обществе. В последние годы эти обсуждения переросли в споры о первоочередности: барин или труженик в поле, гениальный режиссер или невнимательный руководитель Союза кинематографистов. При любом даже самом, казалось бы, очеви

Не будем вдаваться в анализ взаимоотношений Михалкова с властью, в скандал вокруг Союза кинематографистов и прочие истории, которые обсуждаются в последнее время. На фоне всех этих бесконечных столкновений ряд телеканалов организовал к юбилею ретроспективу михалковских фильмов. И все. Все отходит на второй план. Потому что для большинства это – главное в жизни Никиты Сергеевича. И пусть так и будет.

В ретроспективу попал даже не очень популярный фильм Михалкова «Без свидетелей» - о драме, которая разыгрывается в городской квартире. Герой в исполнении Михаила Ульянова с непривычно противным (непартийным, непредседательским) выражением лица разрушает в прямом и переносном смысле жизнь героини – бывшей жены, от которой сам же и ушел. И вот теперь зачем-то зашел и что-то от нее хочет и, будучи по всем внешним параметрам более благополучным человеком, нежели бывшая жена, отвратительно самоутверждается, унижая ее. Ловишь себя на мысли, что интересен каждый оттенок происходящего: интонация, звук, взгляд. Душа все узнает и просит продолжения.

И насколько выверен каждый кадр, антураж: разбитая жизнь – разбитая посуда. Герой предлагает ее склеить, а героиня говорит, что незачем, выбросить надо. И финальная сцена в чулане со сломанным замком, и два человека среди накопленного за жизнь хлама – плачущий от жалости к себе мужчина и спокойная, положившаяся на судьбу женщина. Можно проанализировать еще множество прежних картин Михалкова и во всех героях увидишь себя – и близких, и родных, и случайных людей, в каждом из которых играет множество приятных и ужасающих цветов и оттенков.

Многие герои михалковских фильмов сошли с экрана, живут в зрительском сознании. Елена Соловей в роли актрисы Вознесенской и ее «господа, вы звери, господа». Александр Калягин в роли Платонова и его «мне тридцать пять лет…». Людмила Гурченко в роли Тамары и ее «только бы не было войны». А также Светлана Крючкова («одинокая женщина – это неприлично»), Олег Табаков («чумазый играть не может»), Нонна Мордюкова («комсомольцы, дайте станцевать приезжему человеку»). Критики восхищались: «Как прекрасен Любшин!»; «Новыми гранями засверкал талант Мордюковой»; «Невозможно забыть роль Олега Меньшикова». Юрий Богатырев запомнился многим своим исполнением Штольца, который потому и Штольц, что не может позволить себе стать Обломовым. Множество больших и маленьких ролей, эпизодов, мгновений в фильмах Михалкова приносят облегчение и оправдание, поскольку проливают свет на разные грани сложнейшего творения природы – человека.

Ирина МИРОШНИЧЕНКО:
– Счастлива поздравить с юбилеем человека, с которым у нас общее начало – наш первый фильм «Я шагаю по Москве». Эта кинолента нас объединила и даже «породнила». Я рада возможности поздравить нашего талантливейшего режиссера и актера, который всегда составлял гордость нации, фильмы которого – от первого до последнего – всегда будоражили, всегда заставляли думать, переживать, сострадать и восхищаться тем, как это снято, как это сыграно и как это пронзительно входит в сердца людей. Я очень хочу пожелать успеха на всех направлениях созидательной деятельности – будь то фильм, будь то общественная жизнь, Союз кинематографистов, фестиваль. Потому что всему, за что он берется, всегда сопутствует творческий подъем, момент искусства и талант.

Алексей ПЕТРЕНКО:
– Я снимался в трех фильмах у Михалкова: в «Сибирском цирюльнике», в «Двенадцати» и в «Предстоянии». А в «Обломове» по своей глупости не снялся, хотя мог бы Захара сыграть, но, увы, я почему-то отказался. До сих пор жалею. Если доведется еще с ним поработать, я буду счастлив, ведь у него сниматься – одно удовольствие. Он профессионал высочайшей пробы и очень хорошо умеет с актерами работать. Промаха не будет. Если ты снялся у Михалкова, тебе никогда не будет стыдно за свою актерскую работу. Это главное в его режиссуре. Я желаю Никите Сергеевичу брать пример со своего отца и достичь его результатов и приумножить их – в летах и в делах! Желаю не обращать внимания на завистников и идти вперед к вершинам российского кино.

Виктор МЕРЕЖКО:
– Дорогой Никита, я тебя знаю очень давно, у нас есть одна прекрасная картина, которая называется «Родня». Ты помнишь моменты нашей работы, дружбы, счастья… Господь подарил мне дружбу с тобой и совместную работу. Никогда не забуду наши поездки в Берлин, наши поездки по Москве и Подмосковью. Никогда не забуду, как мы работали над другими сценариями. Иметь такого друга, такого коллегу – это счастье. Это то, чего можно только желать. И знаешь, что я тебе могу сказать: 65 лет – красивый возраст. У тебя все только начинается! Молодость только начинается, я немножко старше тебя, поэтому смею так говорить. Все только начинается – любовь, работа, фильмы… Не думай о годах, живи в удовольствие. У тебя есть друзья верные, настоящие, к коим я отношусь. Храни тебя Господь!

Евгений СТЕБЛОВ:
– Никитушка, дорогой! Бог тебе в помощь во всех твоих начинаниях, и в деловых, и в творческих. Здоровья тебе! И чтоб в семье все было ладно и благополучно. Твой Женя.
Записала Мария МИХАЙЛОВА

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter