Posted 20 октября 2003,, 20:00

Published 20 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Побег из курятника

Побег из курятника

20 октября 2003, 20:00
В театре «Школа драматического искусства» на Сретенке прошла премьера спектакля «Los Caprichos» – гости Гойи из тьмы» японского хореографа Мина Танаки, широко известного в Европе и Америке. Этой премьерой театр открыл свой новый сезон.

Анатолий Васильев умеет удивлять. В его театре за последние годы было много экзотических гостей – буддийские монахи, шаманы, православные хоры. Теперь здесь прописался японский хореограф Мин Танака, который последние два года работает с группой актеров «Школы драматического искусства». Он периодически вывозил русских актеров на свою родину, где обучал их мастерству национального японского танца буто с самых азов. Для начала русские артисты должны были освоить разведение редкой породы кур и петухов с черным мясом. Затем усвоить навыки полевых работ... Мин считает, что только близость к природе и жизнь вдали от городской цивилизации может способствовать художественной деятельности. Все эти причуды знаменитого японца обошлись театру «Школа драматического искусства» недешево. Приходилось оплачивать и командировки актеров, и гонорары хореографу. Но результат превзошел все ожидания.

Спектакль, который представил театр «Школа драматического искусства», начинается почти в полной темноте. На пустой сцене тихо появляются странные фигуры в белых балахонах со свечами в руках. Движения замедленны. Артисты то перемещаются на корточках, распластываясь по земле, то перекатываются на спину. По замыслу хореографа, это символизирует прорастающее семя растения. Впрочем, мир причудливых образов Мина Танаки не требует логической дешифровки – спектакль должен постигаться интуитивно.

Когда глаз привыкает к темноте, на сцене различаются кадка с деревом, а затем и живые петухи и куры (видимо, те самые – с черным мясом), которые тихо вышагивают по сцене. Это чисто японская картинка, емкая, выразительная и лаконичная. Пение петуха возвещает приход дня. Мерный бой часов свидетельствует о ходе времени. Из бесформенных тел постепенно рождаются некие человекообразные существа с набеленными лицами и гримасами удивления и ужаса. Артисты разыгрывают гротескные сюжеты. Вот женщины надевают себе на головы кокетливые шляпки с цветами, обувь на ноги. А вот в их руках появляется зеркало. За него начинается борьба. Взглянув на свое отражение, женщины надеются увидеть красавиц, но стекло отражает лишь кошмарные маски смерти.

В спектакле все символично. Земляная гора здесь – прообраз родоначальницы всего сущего. Книги в руках существ с жестяными ведрами на головах (сменивших людей в балахонах) символизируют культуру. Фантастические герои спектакля Танаки карикатурны в своем стремлении постичь истину. Образы безголовых чудовищ и персонажей в балахонах рождают трагические метафоры спектакля. В этом придуманном мире говорится о людях, которые на ощупь пытаются найти истину.

По мнению Мина Танаки, именно так видел мир гениальный Гойя в его знаменитом цикле картин Caprichos. Впрочем, искать в этом спектакле прямые совпадения с живописью испанца не стоит. Мин Танака перенял только общий дух Гойи, создателя емких метафор кошмара.

Нет сомнений в том, что труды наших артистов на японской ферме принесли желаемый результат: новый спектакль театра Анатолия Васильева тепло принят зрителями. Мин Танака оказался прав – россиян и японцев отличает от других наций способность воспринимать мир интуитивно, а не логически.



"