Posted 20 сентября 2015,, 21:00

Published 20 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:31

Updated 8 марта, 03:31

Певица Наталия Москвина

Певица Наталия Москвина

20 сентября 2015, 21:00
Наталия Москвина – редкая певица, которая с успехом исполняет как старинные, так и современные романсы. В 2006 году ее альбом «Новое открытие старого романса» вошел в «Золотую коллекцию» песен этого жанра. В нынешнем году Наталия записала песни на такие стихи Евгения Евтушенко и Сергея Есенина, которые до сих пор и ком

– Наталия, расскажите, пожалуйста, как прошел ваш творческий год?

– Очень плодотворно. Я этим годом настолько довольна, что даже отдыхать не ездила: боялась отпустить эту творческую, идейную ниточку. Одну из важных идей подсказал писатель Михаил Задорнов: сделать песни на стихи Евгения Евтушенко и Сергея Есенина. Буквально на днях я выпускаю альбом современных романсов – именно современных, на современные стихи, написанные в наши дни. Их никто никогда не исполнял и не слышал. На альбоме есть несколько танго, одно из них написано Вячеславом Добрыниным. Добрынин как композитор ведь никак не ассоциируется с танго, и даже сам он от себя такого не ожидал. Стихи писал Михаил Шабров, автор прекрасных песен для Софии Ротару – «Луна-луна», «Лаванда»... Для меня он написал романсовые стихи, которых ранее не писал. Чудесный автор – и при этом нигде себя не рекламирует. Недавно отметил 70-летие. Еще автором музыки выступил Алексей Карелин.

– Вы спели песни на стихи Евгения Евтушенко. Поддавались ли вам эти стихи – скорее гражданские, а не лиричные, и все-таки мужские...

– Я не разделяю поэзию на мужскую и женскую. У стиха ведь есть вибрации – они вам либо понятны, либо непонятны. Вибрации стихов Евгения Евтушенко мне очень подошли. Я взялась спеть жесткие стихи – «Когда придет в Россию человек»... Я хочу, чтобы люди почувствовали то, что несет в себе этот стих, чтобы поразмышляли над ним. Так я пытаюсь достучаться до людей теми средствами, которые мне доступны. Творчество Евтушенко мне очень близко. На моем сайте обязательно появится песня на стихотворение «Бабушки». Это гениальное стихотворение! Когда мы работали над этой песней, у меня возник вопрос, а какие сегодня бабушки, какие будут бабушки из тех молодых женщин, которые когда-то станут бабушками?.. Я постаралась «прозондировать», у меня ничего не получилось. Поэтому мне важно спеть про бабушек, которые пока есть.

– Но это, конечно, совсем другие ощущения, не такие, как от пения стихов, например, Риммы Казаковой.

– Да, я исполняю романс «Полнолуние» на ее стихи – одни из последних, которые она написала. Но то, чем я сейчас живу, что мне больше всего близко, – это Евтушенко и Есенин.

– На стихи Есенина ведь очень много романсов...

– Но я в случае с Есениным пошла туда, куда еще «не ступала нога» ни одного композитора, и взяла те стихи, которые не были положены на музыку. Так я выражаю почтение тем, кто уже переосмыслил в песнях творчество Есенина, и хочу сказать свое слово.

– Знаю, что вы учились у Льва Лещенко. Вы сейчас с ним общаетесь?

– Я закончила эстрадное отделение Академии имени Гнесиных, и Лев Валерьянович был моим преподавателем. Несколько лет мы с ним очень плотно сотрудничали: пели вместе песню «Эхо любви». Ее многие перепевают, но наш дуэт, на мой взгляд, был очень гармоничным, а пели мы и в Кремле, и на Красной площади в День Победы. Недавно записали новую песню «Здравствуй, моя радость» – телефонный разговор двух людей, которые давно знают друг друга. Так можно сказать и про нас со Львом Валерьяновичем.

– Этим летом Лев Лещенко стал большим другом всей молодежи, потому что приехал на фестиваль KUBANA и спел неформалам с дредами и татуировками свои лирические песни – и «Прощай», и «Мир – единое целое». Все остались в диком восторге...

– Он никогда не говорит «моя публика» и «не моя публика». Он так не мыслит. Я у него очень многому научилась. Например, тому, что артист должен во многом показывать себя не на сцене, а за нею: во время работы со своей командой, во время репетиций и так далее... На сцене – только результат этой работы. И вот этому меня научил Лещенко, научил внимательнее относиться к текстам, к музыке. За это ему огромное спасибо. А еще за ним очень интересно наблюдать: за тем, как достойно он себя ведет с коллегами и с чиновниками, как выходит из машины, что при этом говорит. Это очень важно, потому что артист состоит из этих вещей тоже – как он себя несет, как позиционирует. Лещенко – это такой человек-талисман. Как-то раз нам надо было лететь в Израиль в неспокойное для этой страны время, и я долго думала, не лучше ли отказаться. И тогда кто-то из команды спросил, будет ли Лещенко в самолете, и узнав, что будет, сказал: ну и лети смело, если Лещенко с вами – ничего не случится.

– А вы не побоялись бы выступить перед совершенно полярной для вас публикой?

– Нет. Все просто: ведь есть слова. И если вы хотите спеть какую-нибудь серьезную песню, например, юной аудитории, то нужно просто найти нужные слова для объяснения. К тому же молодая аудитория – не значит бестолковая. Я верю, что до всех можно достучаться словами. И кто сказал, что если у человека татуировка, то он не любит романсы или не понимает их?

– Завершился Год культуры, наступил Год литературы. Как вы думаете, должно ли правительство поддерживать культуру на государственном уровне или лучше не вмешиваться?

– Я была бы рада, чтобы оно наконец вмешалось. Тогда бы мы не видели на телевидении то, что мы видим сейчас. Если я утром включаю телевизор – день не состоялся, будто бы грязью облили. Такое ощущение, что им занимаются те люди, которые хотят, чтобы мы постоянно были окружены негативом. Вроде бы посмотрела только пять минут новостей – и уже апатия. А народ ведь сутками смотрит телевизор, потому что альтернативы нет. Исключения есть, конечно, – каналы «Культура» или «Кто есть кто», это спасательные круги. Поэтому государству пора вмешаться, пора сформулировать, что такое культура и чем мы должны дорожить, что есть наше достояние, кем мы должны гордиться.

– Попытки сформулировать, что есть культура, как раз предпринимаются, и те, кто формулирует, дошли уже до того, что русскую культуру нужно изолировать от всего мира. Я говорю об «Основах культурной политики».

– Это крайности. Никого нельзя изолировать, потому что процесс интеграции запущен давно. Ни один язык не живет без другого, а их носители, бывает, живут и на три страны. Я не знаю, для чего нас пугают изоляцией – ведь не для того, чтобы люди бежали из России. К тому же границ как таковых уже почти и нет, мы все едины.

– А как это объяснить тем, кто смотрит телевизор?

– Почитать стихи Евтушенко, например. Чтобы света стало больше. А что я могу сделать, кроме этого? На площадь выйти? Но это не долговечно, мне важно что-то оставить – и это мои альбомы. Еще очень важно, чтобы это дошло для широкого слушателя. Я понимаю, что большинство людей любит легкую музыку, потому что они устают, хотят развлечься. Но также знаю, что есть много людей, которые ищут ответы. Им интересно, почему в телевизоре одни и те же лица, почему главной ценностью стали рейтинги. А еще мне кажется, что телевизионщики ни разу не проверяли, что на самом деле интересно людям. Помните, когда вышли первые «Старые песни о главном»? Казалось бы, вытащили старье – но как красиво придумали, у многих это до сих пор любимые передачи. И точно так же сейчас можно сделать с патриотическими песнями – я не говорю про «ура-патриотизм», песни про партию. Есть же лирика о родине, лирика о матери... Я потому и приняла предложение Задорнова сделать песни на стихи Евтушенко. Он от меня такой готовности не ожидал, но я прочла первые строки и поняла, что это нужно сделать. А Задорнов в свою очередь выступил режиссером. Еще он спел со мной пару песен.

СПРАВКА

Наталия МОСКВИНА – российская эстрадная певица. Родилась в Оренбурге. Получила высшее образование в Российской музыкальной академии им. Гнесиных по классу эстрадного вокала. С 2001 года сотрудничает с Театром эстрадных представлений Льва Лещенко в качестве солистки. С первой сольной программой русских романсов Наталия выступала в России, Франции, Германии, Испании. В 2006 году записала альбом «Золотая коллекция романсов». В 2007 году выпустила альбом эстрадных песен «Звуки дня» и выступила с большим сольным концертом, в котором приняли участие Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Вячеслав Добрынин, Александр Маршал, Хор Турецкого. Заслуженная артистка России.

"