Posted 20 сентября 2010,, 20:00

Published 20 сентября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:45

Updated 8 марта, 06:45

Овсянки для евразийцев

Овсянки для евразийцев

20 сентября 2010, 20:00
Жюри основного конкурса дало по серьгам всем трем «китам» конкурсной программы. Главный приз присужден «Евразийцу» Шарунаса Бартаса, приз за режиссуру – «Овсянкам» Алексея Федорченко, за сценарий – «Счастью моему» Сергея Лозницы, но с не меньшим основанием можно было выбрать любой из пяти других вариантов (как нетрудно

Несмотря на то что присутствие трех уже известных картин украсило кинофорум, их включение в конкурсную программу вряд ли можно признать удачным шагом. Обойти их наградами жюри не могло, хотя понимало, что эти награды ничего не открывают и ничего не добавляют к сложившейся репутации.

Сложившееся положение учли журналисты и критики, которые решили не заниматься взвешиванием китов и ограничиться вручением специальных наград. В результате приз Гильдии киноведов и кинокритиков достался Актану Арым Кубату за режиссуру и исполнение главной роли в киргизском фильме «Свет-аке», обаятельно рассказавшем о деревенском электрике (его играет сам Кубат, получивший еще и приз жюри за лучшую мужскую роль), который ставит «жучки» бедным односельчанам, мечтая поставить ветряки, которые могли бы обеспечить электричеством всю долину. Киножурналисты наградили ленту Жанны Исабаевой «Дорогие мои дети» (Казахстан) с формулировкой «За поиск пути к сердцу зрителя посредством смешения жанров». Дело в том, что Исабаева соорудила гремучий коктейль из водевиля, драмы и мюзикла на незатейливый сюжет о матери (Алихан Идришева), которая решила женить младшего сына-оболтуса (Ерболат Толегенов), и для этого отправляется в город к старшим детям, чтобы уговорить их соблюсти обычай и скинуться на пышную свадьбу с множеством гостей.

При обычном подходе эту историю можно было подать либо в мажоре (хранительница рода собирает воедино разобщенную семью), либо в миноре (харизматичная родительница разоряет детей ради ложной цели). Исабаева же разбавляет драматические эпизоды блистательными танцевальными перебивками в стиле Цая Мин-Ляна, которые создают ироническую дистанцию между автором и картиной, заставляя ощутить диапазон возможных воплощений данного сюжета. «Дорогие мои дети» также получили приз жюри за лучший актерский ансамбль.

Из удачных картин «второго плана» хочется выделить «Кукол» Чингиза Расул-заде (Азербайджан) – рассказ о компании молодых людей, чья юность совпала с кровавым началом 1990-х в Закавказье. Несмотря на ряд сценарно-режиссерских просчетов и грубое цензурное вмешательство (вырезан, в частности, обобщающий кадр, в котором поле боя усеяно куклами), картина, основанная на личном опыте режиссера, производит цельное и щемящее впечатление.

Хорошие воспоминания оставила и «Бессарабская свадьба» Напа Тодера (Молдова–Румыния–Люксембург) – очередная вариация традиционного сюжета, в которой на этот раз сплетаются румынские и молдавские мотивы и сходятся персонажи из двух стран – двух частей разъединенной нации, к тому же принадлежащие к разным общественным слоям.

Что же до разочарований, то оно постигло в первую очередь тех, кто ожидал новую картину Андрея Эшпая «Элизиум» с Зоей Кайдановской, Евгенией Симоновой и Алексеем Вертковым, недавно блеснувшим в «Палате №6». Воссоздавая атмосферу дворянской усадьбы 1917 года и выводя на экран героев, в которых любой культурный зритель не может не увидеть сходства с Гумилевым, Волошиным и Черубиной де Габриак, режиссер невольно уподобился одному из своих героев и оказался в плену у фантомов. Вместо самостоятельных фигур на экране оказались ходячие цитаты, причем не столько из Чехова и Горького, а из Михалкова и Кончаловскогого.

Если все же обратиться к гамбургскому счету и сравнить вес трех фестивальных китов, то, по убеждению автора этих строк, весомей всех окажутся «Овсянки» Алексея Федорченко – фильм, открывающий такие аспекты человеческой жизни, которых кино до сих пор почти не касалось. Путь двух мужчин из полувымышленного народа мери, отправившихся хоронить по особому обряду дорогую им женщину, жену одного и платоническую возлюбленную другого, оборачивается дорогой из царства Эроса в царство Танатоса, погребальный костер – пламенем сжигающей страсти, а река – могилой. Многое в картине сказано и показано с шокирущей откровенностью, ранее немыслимой для нашего кино, несмотря на его внешнюю распущенность. Многое всего лишь обозначается, предоставляя зрителям возможность додумать отношения героев или побуждая открыть в своей жизни и своей душе то же, что совершается с ними и в них. А это, право, интереснее и важнее того, что происходит с обедневшим наркоторговцем в «Евразийце» и с заблудившимся шофером в «Счастье моем». Поскольку Бартас и Лозница сняли фильмы «о них», а Федорченко – о нас.

"