Posted 20 сентября 2004,, 20:00

Published 20 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Нескучная классика

Нескучная классика

20 сентября 2004, 20:00
Фестиваль старинной музыки Earlymusic в этом году проходит параллельно в Петербурге и Москве. Московская программа открылась вчера концертом в Рахманиновском зале консерватории. Барочный оркестр Екатерины Великой, британский контратенор Майкл Чанс и сопрано Эмма Киркби исполнили Stabat mater Перголези.

Шесть лет подряд любители старинной музыки в аутентичном исполнении исправно ездили в Санкт-Петербург, где ежегодно проходит фестиваль Earlymusic. За полдюжины лет форум любителей старинных инструментов и музыки смог стать не менее популярным, чем «Звезды белых ночей». Из России и Европы сюда собираются те, кому одинаково надоели эстрадные концерты и чинные академические вечера. Организаторы фестиваля – Андрей Решетин и Марк де Мони – с самого начала заявили: «Либо мы проводим фестиваль на уровне мировых стандартов, либо не проводим его вообще». Поэтому они регулярно добиваются невозможного: приглашают западных звезд и платят им соответствующие гонорары. В этом году за старинной музыкой в Северную столицу можно не ездить. Московская программа питерского фестиваля всего на несколько концертов меньше, чем питерская.

Хотя аутентисты частенько играют Моцарта и Баха, от академических исполнителей их отделяет огромная пропасть. Примерно такая же, что разделяет «академиков» и рок-музыкантов. В 60-х годах прошлого столетия все аутентисты считались андеграундом, а музыканты частенько переходили из рок-групп в ансамбли старинной музыки и обратно. Для тех, кто, устав от классики XIX века и традиционных скрипки, пианино или трубы, устраивал перформансы, запуская в рояль мышей или сжигая его дотла, чтобы добиться необычного звучания, аутентизм стал якорем спасения. У них появились клавесины с гусиными перьями, скрипки с жильными струнами, слегка гнусавящие музейные блок-флейты, лютни и даже виолы да гамба (которые со стороны смотрятся как странный гибрид гитары и виолончели).

Все эти инструменты будут звучать в фестивальной программе, которая пройдет в залах Консерватории, Театре Гонзага в Архангельском и в театре «Школа драматического искусства». По обыкновению, в рамках Earlymusic выступают лучшие исполнители. Среди них главный американский трубадур – патриарх старинной музыки лютнист Пол ОТДетт, директор самого известного в США фестиваля ранней музыки Boston Early Music Festival. Его муза – певица Эллен Харгис. Итальянец Паоло Пандольфо – признанный гуру всех, кто играет на виоле да гамба, его ученик Гвидо Балестраччи, сам уже давно превратившийся в мастера. И Уильям Донгуа, играющий на цинке (старинный духовой инструмент, напоминает большой рог из дерева или из кости). Итальянские композиторы эпохи раннего барокко любили его не меньше, чем современные джазмены любят саксофон. В конце фестиваля к старинной музыке добавятся танцы. Ансамбль L'Arpegiatta (Франция) покажет в Театре Гонзага программу «Тарантеллы: музыка и танец при дворе кардинала Барберини». Но и без танцев слушателям не придется скучать. Как известно, в эпоху барокко или Ренессанса скучных, академических концертов просто не было. Поэтому музыканты-аутентисты сделают все возможное, чтобы привычную степенность забронзовевшей классики заменить свежим дыханием ожившей старины.

Правда, сегодня в академической среде на аутентистов смотрят, как и раньше, свысока. Ведь за два-три столетия у людей слишком сильно изменились представления о музыке, и, как знать, быть может, «первозданные» инструменты в руках средневековых музыкантов звучали совсем по-иному, да и пели наверняка совсем по-другому. К примеру, даже один из патриархов и теоретиков движения аутентистов Густав Лернхардт признается: «В музыке не существует аутентичности. Если мы говорим о картине или скульптуре, они могут быть аутентичными, даже фарфор, если на нем нет грязи, – время не властно над ними. Музыка – другое дело. Композитор, играя собственное произведение, никогда не может повторить точно то, что уже однажды исполнил. Может быть, то, что мы делаем, стоит называть уважительным и честным исполнением?». Тем не менее старинная аутентичная музыка жива, и в этом легко убедиться на фестивале Earlymusic.

"