Posted 21 августа 2017,, 07:56

Published 21 августа 2017,, 07:56

Modified 8 марта, 02:03

Updated 8 марта, 02:03

"Игра престолов", 7 сезон: феминизм борется с терроризмом

"Игра престолов", 7 сезон: феминизм борется с терроризмом

21 августа 2017, 07:56
21 августа - премьера 6 серии 7 сезона “Игры престолов” (серия попала в Интернет еще 16 августа, когда испанский канал HBO Spain выложил ее по ошибке на свой сайт). О содержательной трансформации сериала размышляет Рута Неклесса.

Мир “Игры престолов” создан по образу и подобию Средневековья, со всеми его рыцарями, постоянными захватническими войнами, тайными заговорами и прекрасными дамами. От реального - его отличают драконы, белые ходоки, а также вымышленные боги и географические названия. Казалось бы, в остальном, люди как люди.

Однако ближе к концу сериала становится понятно, что “Игру престолов”, основанную на романе Джорджа Мартина “Песнь льда и пламени”, – отличает весомая роль женщины, которой ни в других произведениях фэнтези, ни в темные Средние века и близко не было. Ближе к финалу “Игра престолов” становится одой феминизму.

Во-первых, число ключевых женских персонажей в сериале зашкаливает. Во-вторых, они более сообразительные, более смелые, более жесткие и бескомпромиссные, нежели мужчины. В 6 серии это становится особенно очевидно. Женщины начинают и выигрывают. Girl Power

Арья Старк. Отличный боец и обладатель меча по имени “Игла”, Арья Старк обвиняет сестру: “Ты хочешь стать во главе Севера, пока брат в отъезде”. Ария просто не замечает бревна в глазу. Не так давно она сама отличилась – обучилась принимать облик кого угодно и отомстила за убитую семью отравив обидчиков, прикинувшись их королем.

Санса Старк. Сестра пытается шантажировать Сансу, однако бесхребетной Сансы тоже больше нет - на манер Скарлетт О”Хары из “Унесенных ветром” – в ответ на угрозы - она становится непроницаемой, как бы говоря “Я подумаю об этом завтра”.

Брианна Тарт. Отважная женщина-рыцарь обязана защищать Старков, но немного запуталась, как вести себя, если Старки сами не поступают, как положено. Ее защита может обернуться смертью обидчику.

Дейнерис Таргариен. Дейнерис не смогла победить белых ходоков и даже потеряла дракона. И вот она сидит у кровати раненного Сноу. В такой насквозь сентиментальной сцене, когда раненый Сноу лежит и держит за руки мать Драконов вместо любовного поцелуя или что там еще ждут от них поклонники - как там у Пушкина?

«Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны».

Но нет. Дейнерис отстраняется, а Джон (Король Севера!), который все предыдущие серии наотрез отказывался преклонять колено перед матерью драконов, вдруг сдается и произносит сакраментальную фразу “Моя королева”. А мы помним, что короля Севера замещает – кто? Сестра Джона Сноу – Санса. Получается – что на Запад пойдешь, что на Север пойдешь - ищите женщину.

В 5 серии Дейнерис разбила армию Ланнистеров и чуть не уничтожила Джейме, но пока ей не удалось одержать сокрушительную победу за стеной – но здесь есть своя логика – в пространстве Игры престолов за стеной живут дикие племена одичалых и белые ходоки – и там власть женщин пока не утвердилась – на то они и дикие люди, отрезанные от цивилизации. В Вестеросе же, если так пойдет дальше, скоро не останется ни одного влиятельного мужчины.

В этой серии мы вообще не видим Ланнистеров, но все понимаем про Серсею. У одной – драконы, дотракийцы и армия безупречных, у другой – почти безграничная власть над Западом: Серсея потеряла всех своих детей, поэтому практически неуязвима, ее самым близким человеком остается брат и любовник Джейме. Однако она демонстрирует абсолютную власть, не выбирая выражения. “Сразимся или умрем или сдадимся и умрем – я знаю свой выбор, воин должен знать свой выбор” – говорит Серсея вернувшемуся с разбитым войском брату Джейме. Она обретает окончательно “мужской” (во всяком случае, в классическом его понимании) характер. С того времени, как ей остригли шикарные локоны, прошло достаточно много времени, но видимо Серсею полностью устраивает короткая стрижка – это важная деталь ее нового образа. Финальную стадию независимости и свободу от предрассудков Серсея проявляет, заявляя, что беременна и не собирается далее скрывать, что ребенок будет рожден от брата.

Феминизм

По сравнению с первыми сезонами, ближе к финалу, Вестерос окончательно становится пространством, где самые властные персонажи – сильные женщины, а персонаж, стабильно вылезающий из всех передряг - главный политический консультант Вестерроса - карлик Тирион Ланнистер, который с самого начала формулирует свой способ выживания в этом жестком мире так: Ум - вот мое оружие. У брата Джейме есть меч, у короля Роберта боевой молот, а у меня разум”.

Зима близко

Последние серии Игры престолов демонстрируют необходимость победы разума над грубой силой, в них поднимается вопрос участия женщин в политике и общественной жизни, важность переговорного процесса, необходимость цивилизованному миру забыть о территориальных и прочих конфликтах, чтобы всем миром сплотиться против варваров “за стеной”, угрожающих самому существованию цивилизации, так как альтернатива миру - “ночь” (“The night is dark and full of terrors”). Из фэнтези, поражающего зрителей натуралистичными сценами насилия и секса в самом начале, сериал становится актуальным сегодняшнему дню и отражает современную повестку.

"