Posted 20 августа 2013,, 20:00

Published 20 августа 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:59

Updated 8 марта, 04:59

Вместо кисти – резец

Вместо кисти – резец

20 августа 2013, 20:00
В Михайловском замке Русского музея проходит выставка «Гравюра на металле. XVII–XIX вв.». Временные рамки экспозиции позволяют проследить историю развития этого вида печатной графики в Российской империи на примере богатейшей коллекции крупнейшего российского музея. Помимо работ в витринах выставлены доски и специальны

Гравюра – единственный вид изобразительного искусства, к которому подходит определение «тиражный». Конечным «продуктом» (изображением) становится оттиск на бумаге, ткани или коже, сделанный с печатной формы – «доски» из дерева, металла или пластика. Первыми появились деревянные «основы»; гравюра на металле возникла несколько позже, и до момента обнаружения более раннего, датированного 1446 годом образца «немецкого производства» «первопроходцем» в этой области почитался флорентийский скульптор и ювелир Томмазо Финигуэрра и его работа 1452 года. Хотя великие открытия нередко случаются независимо друг от друга и практически одновременно.

Алексей Венецианов. «Разносчик бюстов». 1817 г.

Однако на российской почве гравюра появилась лишь в середине XVII столетия. Лидировала Москва и известный русский художник Симон Ушаков. Ушаков был из «посадских», в 22 года стал «жалованным» мастером Оружейной палаты, снискав впоследствии славу лучшего московского иконописца. Как и когда художник познакомился с техникой гравирования на металле (линии рисунка вырезаются и вынимаются из поверхности доски специальными инструментами, на доске же образуются углубленные бороздки, куда и забивается краска) – осталось неизвестно, однако две дошедшие до нашего времени восхитительные гравюры Ушакова 1665 и 1666 годов по сей день являются хронологически самыми ранними.

Ушаков не только гравировал сам, но и создавал рисунки, по которым гравировали другие художники. В том числе представленные в экспозиции Михайловского замка Леонтий Бунин, Василий Андреев и Афанасий Трухменский. Работы этих мастеров продолжают традиции древнерусского религиозного искусства, прервавшиеся на стыке XVII–XVIII столетий по воле Петра I. Царь-реформатор задался целью укоренить в России искусство голландского офорта. Для чего выписал из Голландии Адриана Шхонебека – воспитанника знаменитого гравера Ромейна де Хооге. Шхонебек стал автором первого российского учебного руководства по гравированию и возглавил гравировальную мастерскую Оружейной палаты, куда поступили в обучение бывшие ученики иконописного дела Василий Томилов, Петр Бунин, братья Алексей и Иван Зубовы…

Алексей Венецианов. «Купец покупает орехи». 1817 г.

Специфику гравировальных «изысков» выставка Русского музея демонстрирует максимально полно. Переходя из зала в зал, можно заметить, как со сменой систем обучения, исторических реалий менялись эстетика, стилистика, расширялись тематические границы изображаемого. От портрета императрицы Елизаветы Петровны, созданного с оригинала Луи Каравака в 1746 году Иваном Соколовым, до портретов императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (оба – 1896 г.), выполненных Василием Матэ, даже не эпоха – вечность. Собственно говоря, именно Матэ, полностью посвятившему последние десятилетия своей жизни офорту и создавшему собственную школу, было суждено стать последним крупным гравером XIX столетия и определить развитие русской гравюры на металле на первые годы XX века.

"