Posted 20 августа 2012,, 20:00

Published 20 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:28

Updated 8 марта, 05:28

Парижский коктейль

Парижский коктейль

20 августа 2012, 20:00
В экспозиции «Звезды парижской школы» арт-галерея «Рахманинов дворик» представила оригиналы печатной графики (офорт, литография) великих художников. Нарочито камерное пространство прямоугольного с белыми неровными стенами помещения и небольшое количество работ – всего 24 листа, – совершенно разных по стилю и мироощущен

Впрочем, «парижане» – не вполне парижане. В 1925 году термин «парижская школа» появился с легкой руки арт-критика Андре Варно, однако «школу» в классическом понимании он не отображает, равно как не вмещает в себя какое-то конкретное направление или стиль. Речь скорее о некой «атмосфере», возникшей в первые десятилетия ХХ столетия в парижском районе Монпарнас, где обитала артистическая богема, где весело жили и творили рука об руку французские и иностранные художники. Особая среда располагала к творческому соревнованию, спору, эксперименту. Так рождались фовизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, дадаизм и абстракционизм.

Экспозиция – часть коллекции из 130 листов печатной графики, приобретенной несколько лет назад в США нашими соотечественниками, которые пожелали сохранить анонимность. Некоторым образом эта выставка – возвращение на круги своя: в начале прошлого века россияне активно покупали работы современников и привозили на родину, но со сменой политических реалий наступила почти столетняя пауза.

Выставка в галерее «Рахманинов дворик» объединила трех представителей «парижской школы»: патриарха фовизма Анри Матисса, абстрактного сюрреалиста Хуана Миро и крупнейшего представителя авангарда Марка Шагала. Хронологически самый ранний – Шагал. Серию гравюр к поэме Гоголя «Мертвые души» художник выполнил в комбинированных техниках в период с 1923 по 1927 год по заказу издателя и коллекционера Амбруаза Воллара. Впрочем, выбор на Гоголе остановил сам Шагал, в то время как Воллар предложил проиллюстрировать модный роман с русским сюжетом. Для художника, который, по его собственным словам, «всегда мечтал работать над книгами», подобная работа оказалась весьма кстати, и «иллюстрирование» поэмы стало одной из вершин его творчества. Россия обладает двумя комплектами иллюстраций (Третьяковская галерея и Эрмитаж), еще один был подарен внучками художника музею Шагала в Витебске.

Анри Матисс. «Синяя обнаженная».
Фото: С САЙТА ГАЛЕРЕИ

В серии – 96 композиций на медных листах, с которых методом ручной печати на офортном станке были напечатаны 418 комплектов эстампов, однако особую ценность представляют первые пять десятков, отпечатанные на японской бумаге ручного производства. Именно к этой «партии» относятся представленные на выставке офорты «Трактир», «Встреча в плащах», «Вечер у губернатора», «Свидетели», «Кучер дает лошадям поесть», «Плюшкин ищет свои документы», «Чичиков на постели», «Откровения Ноздрева» и «Похороны прокурора». В 1948 году гравюры Шагала к «Мертвым душам» получили Гран-при Венецианской биеннале.

Экспрессия, гротеск и философия шагаловских «Мертвых душ» никоим образом не перекликаются с эстетикой работ Матисса и Миро. «Синие обнаженные» Анри Матисса, умеющего, по воспоминаниям галеристки Берты Вейль, «вызвать бурю насмешек», – пластичны, объемны и лишены какой-либо идеологии. Красота женского тела выступает самодостаточной субстанцией. Цветные литографии изысканного декоративиста Хуана Миро («Красное солнце», «Две фигуры», «День», «Ночь», «Лицо со шляпой», «Синяя звезда», «Зеленая луна», три «Абстракции» и «Композиция Х») – плоть от плоти его спонтанной и предельно свободной живописи.

«Побочным» эффектом выставки можно считать привлечение внимания публики к печатной графике – искусству (по крайней мере, в подобном исполнении), ни в чем не уступающему живописи.

"