Posted 20 августа 2006,, 20:00

Published 20 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:06

Updated 8 марта, 09:06

Крупный счет

Крупный счет

20 августа 2006, 20:00
Завершившийся в минувшие выходные киносмотр «Окно в Европу» показал, что авторское кино среди фестивальной публики по-прежнему ценится выше, чем мейнстрим. Мелодрама обходит боевик, а главный приз достается почти неизвестному режиссеру с арт-хаусной лентой. Вместе с тем именно Выборг подвел всесторонние итоги уходящего

Показательно, что одним из последних в конкурсе Выборгского фестиваля был показан «Последний забой» Сергея Боброва по давнему сценарию Юрия Короткова и Валерия Тодоровского. Он ярко иллюстрирует сегодняшнюю ситуацию в кинематографе. Трое горняков вместе с инженером шахты собираются подорвать себя в забое. У всех разные мотивы для того, чтобы свести счеты с жизнью – старший забойщик (Петр Зайченко) рассчитывает, что его больная жена получит компенсацию, у среднего (Сергей Гармаш) дочь стала проституткой, у младшего (Артур Смольянинов) подруга выиграла конкурс красоты и вот-вот его бросит, а инженер (Алексей Горбунов) страдает от одиночества, так как его родные уехали в Израиль. Четверке удается пронести взрывчатку и произвести взрыв, однако к ним вовремя пробиваются спасатели, чем картина и кончается, оставляя зрителей в недоумении, что же хотел сказать автор. Наиболее подходящей формой для такого сценария была бы трагикомедия, однако начинающий режиссер не справился с жанром. В итоге получилась цепь «актерских» эпизодов, не сложившихся в единое целое.

Особого внимания в Выборге заслужили две внеконкурсные премьеры: «Блюз опадающих листьев» Александра Михайлова и Эдуарда Реджепова, а также «Бегущая по волнам» Валерия Пендраковского.

«Блюз опадающих листьев» – триллер, героиней которого является библиотекарша (Евгения Добровольская), внезапно получившая в наследство от вдовы члена Политбюро ЦК КПСС кучу денег, «Мерседес» и огромную квартиру в сталинской высотке. Квартира, естественно, оказывается с секретом, раскрытие которого чуть не стоит наследнице жизни. На пресс-конференции режиссеры не скрывали своего намерения развлечь зрителей, вдоволь попутав и попугав их. На взгляд специалиста, в фильме многовато проколов и даже моментов для стеба, но выборгские зрители смотрели его, затаив дыхание, а критику Михайлов парировал как заправский фехтовальщик, отводящий все удары в сторону.

«Бегущая по волнам» вроде бы поставлена по мотивам произведений Александра Грина, но от фирменных гриновских мотивов, пронизывавших его прозу, практически ничего не осталось. Сюжет сведен к поискам золотой якорной цепи и полон нелепостей (в чистом море с корабля 1 видят корабль 2, а с корабля 2 не видят корабль 1; одни моряки бессмысленно продираются через опасный пролив, тогда как другие его обходят), а персонажи в расчете на юную аудиторию омоложены и упрощены. Картина идет без малого три часа и при этом забита песнями, большей частью невыразительными и наложенными на столь же невыразительное действие. Но если ее безжалостно сократить, оставив наиболее броские моменты, в том числе песню об амулете мести, компьютерного дракона и часть подводных съемок, она станет вполне пригодной для детей младшего и среднего школьного возраста.

Жюри фестиваля огласило свои решения в пятницу вечером. В анимационном конкурсе победила Елизавета Скворцова, сделавшая шесть фильмов цикла «Колыбельные мира», в документальном – Сергей Лозница со своей «Блокадой», уже получившей несколько премий. Серебряный приз достался очень симпатичной «Лизе» Павла Фаттахутдинова, где раскрывается жизнь девушки из Карабаша (не путать с Карабахом).

Жюри игрового конкурса, так же как и жюри предшествовавшего «Кинотавра», отметило призами главным образом картины молодых режиссеров. Оксана Бычкова получила «Серебряную ладью» за «Питер FM», а Рамиль Салахутдинов – за «Кружение в пределах кольцевой», которому отдало своего черно-белого «Слона» также жюри Гильдии киноведов и кинокритиков. Еще одна ладья такого же достоинства досталась начинавшему в 70-е годы ХХ века режиссеру Борису Фрумину за «Нелегала».

А «Золотая ладья» неожиданно для многих была вручена любопытному, но вполне маргинальному фильму Николая Хомерики «977», участвовавшему в одной их каннских программ. Только что приехавшая из Локарно лента Андрея Эшпая «Многоточие» осталась почти без наград – приз получил только сыгравший в ней Сергей Дрейден.

Главным призом Выборгского фестиваля традиционно считается «Большая золотая ладья», присуждаемая зрительским голосованием (всех пришедших на сеанс зрителей просят выставить фильму по 10-балльной шкале оценки, которые потом усредняются). Однако считать, что эта награда выражает «мнение народа», трудно, поскольку состав и число голосующих меняются от сеанса к сеансу. Так или иначе результаты интересны: наибольший балл получила мелодрама Алексея Балабанова «Мне не больно», а на втором и третьем оказалось «народное кино» Игоря Апасяна «Граффити» и лирический «Питер FM». При этом в число зрительских фаворитов не попала чемпионка прошлогоднего российского проката, ранее награжденная «Никой» и «Золотым орлом» – «9 рота» Федора Бондарчука.

Президент кинофестиваля «Окно в Европу» Армен МЕДВЕДЕВ:
«Главный выбор остается за зрителем»



– Чем отличается Выборгский фестиваль от Московского и от сочинского «Кинотавра»?
– Московский – международный фестиваль. Поэтому российская программа для него не главная. «Кинотавр» – мощный, очень хороший и интересный фестиваль, и я полагаю, что мы не столько конкурируем, сколько дополняем друг друга. Сегодня судьба фильма связана с намерениями его владельцев и прокатчиков представить его зрителю, и каждый выбирает в зависимости от своих амбиций и сроков выпуска фильма тот или другой фестиваль. Кроме того, Выборгский фестиваль – это городской фестиваль, у нас постоянная аудитория. И наш главный конкурс «Выборгский счет» тем и отличается, что зрители смотрят много фильмов подряд, выбирая то, что им нравится.

– Существует мнение, что, когда все начиналось, у фестиваля была совершенно роскошная культурная программа. Как вы полагаете, сейчас фестиваль в этом смысле проиграл?
– Ну, это вам так кажется. И сейчас приезжают оркестры, питерские и московские музыканты. В последние годы у нас возникла традиция празднования юбилеев фильмов, которые тоже являются достоянием российской культуры.

– Частный вопрос – какая лента показалась лично вам наиболее интересной?
– Одно из отличий нашего фестиваля – абсолютное отсутствие конъюнктуры, давящей на жюри. Я могу сказать только, что нам удалось собрать программу, в которой у авторов фильмов сочетается желание завоевать зрителя с чувством творческого достоинства. Это очень важно. Я очень доволен программой и думаю, что любой выбор жюри и зрителя будет полезен для определения прогноза российского кино на завтра.

Веста БОРОВИКОВА, Выборг

"