Posted 20 августа 2003,, 20:00

Published 20 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Московская Мальта

Московская Мальта

20 августа 2003, 20:00
Галерея «А-3» вчера представила отчет о завершившейся биеннале на легендарном острове

Российские художники побывали на Мальте, где недавно завершилась международная выставка. Никаких наград отечественные мастера оттуда не привезли. Зато им есть чем похвастать в Москве: все свои мальтийские работы они представили в галерее «А-3».

Сейчас во всевозможных министерствах, Союзе художников, неформальных организациях всерьез обсуждается предстоящая в следующем году Московская биеннале (художественный аналог кинофестиваля). Министерство культуры якобы уже готово профинансировать мероприятие. Создан оргкомитет, намечены выставочные площадки. Дело за малым – понять, чем именно московский смотр будет выделяться среди десятка других биеннале.

Совершенно ясно, что Венеции нам не переплюнуть. Но занять достойное место на арткарте мы вполне способны. В этом еще раз убеждает открывшаяся вчера выставка в галерее «А-3» по следам Мальтийской биеннале. Как выяснилось, наши художники имели там немалый успех. Особенно понравились акварели карельского художника Константина Романова: сначала кажется, что это вообще не акварели, а стилизованные снимки туманных рек и заиндевелых кораблей. Только потом понимаешь «перевертыш»: здесь графика, стилизованная под фотографию. Монументальная «Композиция» директора галереи Виталия Копачева – нечто изящное и наукообразное одновременно (сферы, циклы, символы…) – на фоне мелких итальянских и мальтийских картинок смотрится как целый космос по сравнению с тесной коморкой. На те же вечные проблемы намекает еще один участник биеннале Анатолий Кулинич со своей «Ладьей счастья».

Что касается гостей, приехавших в Москву вслед за нашими художниками, то они разочаровывают по двум статьям. Во-первых, привезены либо мелкая графика, либо постеры (дабы не случилось проблем с таможней). Во-вторых, уровень и манера почти всех работ отсылают к старым добрым 70-м – к графике Пикассо (обнаженные девичьи тела, всплывающие под четкой линией) или вариациям по следам сюрреализма. Кураторы особенно выделяют фантастические фигуры Джакомо де Пасса, но признаются, что такого рода картины для солидности пришлось «разбавить» местными художниками. Иностранный раздел выставки представила баронесса Франсуаза Темпра и отец Марио, сильно полюбившие русское искусство и курировавшие серию мальтийских выставок.

Как бы то ни было, но московские устроители Биеннале-2004 могут быть спокойными: уж коли за международный стандарт принимаются банальные картины, круглогодично закрывающие стены ЦДХ и Московского союза художников, все, что ни покажешь более-менее свежее и сложное (того же Гороховского из галереи «А-3»), будет воспринято на ура. Главное, иметь теперь в уме самую начальную точку отсчета – московскую Мальту.

"