Posted 20 июля 2014,, 20:00

Published 20 июля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:14

Updated 8 марта, 04:14

Импрессионисты и мирискусники

Импрессионисты и мирискусники

20 июля 2014, 20:00
В Михайловском замке Русского музея открылась выставка «Искусство как профессия», представляющая 48 произведений отечественного искусства рубежа XIX–XX веков из коллекции Майи и Анатолия Беккерман. Полотна кисти Константина Коровина, Бориса Григорьева и Николая Фешина соседствуют в экспозиции с бронзой от знаменитого р

Нью-йоркская галерея «ABA», владельцем которой является коллекционер и арт-дилер Анатолий Беккерман, разменяла четвертый десяток и считается сегодня одной из лучших на ниве продвижения российского искусства в США. На момент же своего – в 1980-х годах – основания «ABA» стала первой в Америке галереей, целиком и полностью сфокусировавшейся на русском искусстве. В то время как другие собиратели интересовались по большей части произведениями иконописи, художников-нонконформистов или изделиями фирмы Фаберже, Беккерман увлекся классической живописью и скульптурой. И по мере погружения в тему его все больше терзали «мечты найти на бескрайнем американском континенте выдающуюся русскую вещь или открыть забытое имя». Мечты исполнились.

…Первым самостоятельным приобретением произведения искусства для московского десятиклассника Толи Беккермана стал гурзуфский пейзаж Константина Коровина. Правда, перед отъездом семьи в эмиграцию с картиной, ставшей своего рода «провозвестницей» будущего собрания, пришлось расстаться.

Нынешняя коллекция галереи включает в себя три десятка полотен легендарного русского импрессиониста, кроме того, в ней представлен широчайший пласт отечественного искусства – от работ, созданных в конце XVIII столетия, до образцов творчества родоначальника нонконформизма Олега Целкова.

Произведения из коллекции Беккермана экспонировались в Русском музее неоднократно, в том числе на выставках «Русский футуризм и Давид Бурлюк» (2000), «Русский Париж» (2003), «Американские художники из Российской империи» (2009) и некоторых других. Экспозиция «Искусство как профессия» составлена из работ художников-эмигрантов начала XX века и призвана расширить представления российской публики об их творчестве.

Так, в залах Михайловского замка можно увидеть, например, живописные работы («Суд Париса», 1912; «Мальчик с попугаем», 1923) «мирискусника» Бориса Анисфельда – одного из семи русских художников, выбранных во время «Осеннего салона» в Париже действительными членами парижского Салона. «Открытие» Анисфельда как живописца состоялось в том числе и благодаря Беккерману: в начале 2000-х годов коллекционер уговорил дочь художника организовать выставку произведений ее отца в России, а также принял самое активное участие в реставрации картин, многие годы хранившихся в деревянном строении летней мастерской.

Французская художница русской эмиграции, уроженка Смоленска Мария Васильева представлена написанным в 1914 году «Кубистическим пейзажем»; экспрессивный Давид Штеренберг – работой 1912 года «На юге Франции». В экспозиции находятся произведения ярчайших авангардистов Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, «неоакадемиков» Александра Яковлева и Василия Шухаева, а также многочисленных представителей разнообразных художественных течений, без которых совершенно немыслима летопись русского искусства минувшего столетия.

"