Рус
Eng
Кафе для баловней судьбы

Кафе для баловней судьбы

21 июля 2014, 00:00
Культура
Ольга ЕГОШИНА
Заканчивающийся сезон может войти в историю театра как сезон «революции в буфете». Из скромного места насыщения публики в антракте буфеты обещают превратить в главные рычаги культурной политики. Наш министр культуры строго призвал все театры России равняться на столичные образцы и немедленно переформатировать кафе при

В предпремьерном интервью создатель театра «Тень» Илья Эппельбаум заметил, что «совместить еду со спектаклем мы давно задумали… Так возникла идея коротких маленьких спектаклей. Посмотрел спектакль – поел, посмотрел – опять поел». В общем, как всегда, создатели «Тени» продемонстрировали одновременное убиение всех зайцев сразу. Они и в тренде, и над ним. Все всерьез, но ведь и дурака валяют… Пять столиков, пятнадцать зрителей, два меню – выбор еды и выбор пищи духовной.

Сценой нового спектакля стал старинный резной буфет. Распахиваются дверцы, и возникают то королевский зал, то дом отца строптивой Катарины, то городская площадь. Верхние филенки также могут отодвигаться – появляются головы ведущих. А над буфетным деревянным коньком ходят, сменяя друг друга, месяц или солнце…

Название «Куккафе» для простых душ расшифровывается как «кукольное кафе», а интеллектуалам предлагается целая история о датчанине Олле Ноэле Куке, основателе первого подобного заведения, чью идею подхватил Петр Первый, пригласивший в Россию кукольный театр для увеселения черни и в целях экономии.

Блюда в кафе оформляют те же бутафоры, которые придумывают и кукол, и декорации для спектакля. Скажем, три жюльена на подносике помешивают макбетовские ведьмы, сделанные из охотничьих колбасок и сыра чечил. А поедая мясное ассорти, вы помогаете Виоле переодеться в мужской наряд и перевоплотиться в Себастиана… Даже сласти подаются в индивидуальных коробочках, каждая из которых расписана художником портретами Барда (ни один не похож на другой) и сценами из его пьес…

Самой сложной частью проекта Илья Эппельбаум называет собственно переформатирование шекспировских пьес в десятиминутные постановки, призванные сохранить все перипетии шекспировских сюжетов, борьбу страстей и идей. На сайте театра был объявлен конкурс, из сотен присланных заявок отобрана пара десятков. И вот сейчас в меню – первая семерка готовых постановок. Ассортимент и спектаклей, и блюд должен в ближайший год вырасти – в планах постановки всего корпуса шекспировских пьес.

Для каждой пьесы найден свой постановочный ключ и свое решение. В «Зимней сказке» режиссеры увидели мексиканский сериал: с исчезновением детей, с мнимыми смертями, с воскрешениями, обретениями исчезнувших родственников, воссоединением супругов и пышной свадьбой наследников… А «Тит Андроник» решен как микс из самых культовых триллеров наших дней. На постановку был приглашен молодой режиссер Вячеслав Игнатов, который создал душераздирающий мир торжествующего черного сарказма. Кукол раздирают на части, засовывают в печь, вырывают языки. И красные тряпочки – потоки крови – просто заливают сцену… «Тита Андроника» играют последним, справедливо полагая, что кровавое зрелище может отбить у присутствующих аппетит.

В «Укрощении строптивой» все роли озвучены одним актером – Валерием Гаркалиным, передающим и густой бас Петруччио, и визгливые нотки Катарины. А для «Ричарда II» записан целый букет политических деятелей и театральных звезд.

Интеллектуальные «Бесплодные усилия любви» (мой фаворит в меню) превратились в великолепное танцевальное шоу. Шекспировские персонажи собираются прямо на наших глазах, наподобие детской пирамидки, и немедленно бросаются в страстное танго.

Когда-то наш классик с грустью заметил, что два французских коммивояжера тратят со своими мамзелями за уик-энд больше юмора, грации и фантазии, чем весь уездный русский город за целый год. Сидя за стойкой театра «Тень», размышляешь, что проект «Куккафе» по вложенной фантазии, уму и театральности выигрывает у всех буфетов-тяжеловесов примерно с тем же счетом, что Германия в матче с Бразилией.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter