Рус
Eng
Роковые яйца

Роковые яйца

21 июля 2009, 00:00
Культура
ДАРЬЯ ДОРОГИНА, ЕЛЕНА РЫЖОВА
Вчера на телеканале «Столица» начался показ четырехсерийного фильма «Тени Фаберже» – про легендарного ювелира, который в 1917 году покинул Россию, но его призрак вернулся сюда в конце ХХ века. Через этот мистический сюжет создатели картины – продюсер Владимир Синельников и сценарист Александр Бородянский – намереваются

Съемки фильма начались 20 лет назад. Тогда на роль «призрака Фаберже» был приглашен Анатолий Ромашин. По сюжету его герой – искусствовед Густав Карл – приезжает в Россию, чтобы отыскать последнее яйцо, выполненное в России в 1917 году – в ту пору, когда Фаберже уже покинул страну. О событиях столетней давности Густав рассказывает так, что ни у кого не остается сомнений – перед нами призрак выдающегося ювелира. Однако трагическая смерть Анатолия Ромашина в 2000 году прервала съемки, и авторам пришлось изменить сценарий.

«Помимо детективной линии нам хотелось напомнить широкому кругу телезрителей, что российское ювелирное искусство сто лет назад задавало планку для ювелиров всего мира, – говорит сценарист и режиссер Александр Бородянский. – По сей день яйца Фаберже разбросаны по всему миру: многие хранятся в частных коллекциях, куда нет свободного доступа. И вот сложность фильма состояла в том, чтобы запечатлеть их все на кинопленку».

В частности, в фильме показана коллекция английской королевы в Букингемском дворце, которую комментирует лорд-хранитель сэр Джефри де Благ. Снято собрание короля Таиланда в его королевской резиденции в Бангкоке, а также собрания самых известных в мире частных коллекционеров: Форбса и братьев Шейфферов в США, Сноумена в Великобритании. Эти работы Фаберже российская публика прежде не видела.

«Но была и еще одна сложность в картине, – продолжает Бородянский. – К сожалению, искусствоведы, которых мы снимали в документальной части, теряются перед камерой и начинают говорить, как на экскурсии. Снимали по нескольку дублей. Много времени ушло на то, чтобы их раскрепостить».

Чтобы оправдать исчезновение героя Анатолия Ромашина, Бородянский и Синельников написали такое продолжение: Густав Карл, не найдя в России следов последнего яйца Фаберже, отправляется в Таиланд, где умирает, но перед смертью успевает рассказать в буддийском монастыре о своих несбывшихся планах. Тогда один из послушников решается выполнить последнюю волю Густава: он приезжает в Россию, не зная языка, и возникает новая сюжетная линия – следы яйца действительно в Москве.

Так совпало, что вскоре после того, как сценарий был изменен, в Минералогическом музее имени Ферсмана действительно было найдено неизвестное ранее яйцо Фаберже «Созвездие цесаревича», выполненное в 1917 году.

На вопрос «Новых Известий», почему в столь серьезный документальный сюжет вплетена мистика, Александр Бородянский ответил: «Мы не хотели снимать «благородную скуку», а стремились заинтересовать широкую аудиторию. Получился фильм и современный, и исторический. В сериале получилось больше современного. В наши дни молодые люди ищут прошлое – тени Фаберже. Каждая личность, любой человек в истории разбрасывает такие тени на века, на тысячелетия, о которых мы иногда не догадываемся».

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter