Posted 20 июля 2008,, 20:00

Published 20 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:57

Updated 8 марта, 07:57

Любовники небес

20 июля 2008, 20:00
Знаменитая французская актриса и куратор Авиньонского фестиваля вместе с тремя партнерами-соавторами сыграли «Полуденный раздел» Клоделя. Спектакль шел под открытым небом, и закутанные в одеяла зрители могли наблюдать, как природные страсти героев отчеканиваются в изысканную театральную форму, а кроме этого, убедиться,

Спектакль «Полуденный раздел» Клоделя играется на Авиньонском фестивале в каменном карьере де Бульбон (именно там игралась когда-то «Махабхарата» Питера Брука). Скалы карьера, шумящий мистраль, созвездие Большой Медведицы над головой, полная луна – природа становится частью декорации. Звездам наверху отвечают гроздья лампочек, натянутых на земле. По ходу действия взлетит горящий воздушный шар – рукотворная багровая луна. И запляшут в воздухе лампочки-светляки.

Актеры играют на деревянном помосте, который в ходе представления разбирается на части, становясь из палубы корабля кладбищем, а потом и домом-плотом среди враждующих племен. Шаг в сторону – и актер растворяется в темноте и пустоте равнодушного мира. Трудно представить более точный образ для Клоделя, чьи мучающиеся герои всегда существуют в мировой пустоте. А их многословные, многозначительные завораживающие диалоги-исповеди, монологи-проповеди всегда обращены к небесам и Богу.

Сорок с лишним лет Клодель отказывался отдать в театр одну из своих лучших пьес – «Полуденный раздел», считая ее слишком личной для публичного просмотра. В основу сюжета о любовном четырехугольнике (замужняя красавица Изе и два ее любовника, старый и новый) положено реальное приключение драматурга, изобразившего себя молодым аскетом Меза. Переменчивую красавицу Изе играет известная французская актриса Валери Древиль (москвичи помнят ее страдалицу и мстительницу Медею в спектакле Анатолия Васильева «Медея-матриал»). Ее партнеры и одновременно соавторы спектакля – Жан-Франсуа Сивадье, Гаэль Барон, Николя Бушо.

Авантюрные повороты и многословные выяснения отношений пьесы Клоделя французские актеры передавали легко, грациозно, избегая пафоса, надрыва и монотонности (которая так часто возникает в постановках классических разговорных пьес). Валери Древиль играет женщину, умеющую стать с каждым мужчиной воплощением именно его мечты. Ее партнеры не боялись ни комических обертонов, ни клоунских легкомысленных реприз. Играли, как будто выполняя наказ Чехова: «Люди, которые давно носят в себе горе и привыкли к нему, только посвистывают и задумываются часто».

Среди философски многозначительных и завораживающе эротичных разговоров и перепалок актеры вдруг останавливались, точно прислушиваясь к себе. Валери Древиль-Изе долго вглядывалась в зрительный зал, прежде чем отправить от себя мужа – как бы в короткую поездку, хотя оба знали, что навсегда. И начинало щемить сердце, когда одинокая женская фигура оставалась одна среди звезд. Клодель был уверен, что, «в конце концов, именно на женщине лежит груз практических решений. Но она еще и та, на чьем челе написано слово «тайна». Она – возможность осуществления чего-то неведомого».

Мир-плот распадался на глазах. Разъезжались и разламывались доски сцены. На маленьком острове умирал ограбленный и брошенный Меза, когда к нему возвращалась любимая: «Ты был закрыт, как раковина, сгодилась и женщина, чтобы тебя открыть...» Трудно найти женщину, с которой можно пройти по жизни. Еще сложнее встретить ту, с которой не страшно умирать.

Из этих страстей, тайны и жертвоприношений и соткан «Полуденный раздел» – драма в ритмизированной прозе, больше напоминающей звукопись символистов. Если не знать, что в основе ее лежат реальные события, то компания авантюристов, контрабандистов, кюре и обольстительницы, все эти любовники из Фучжоу и свидания на кладбище могли бы показаться фантастическим порождением fin de siecle.

Москвичи, видимо, смогут посмотреть «Полуденный раздел» в рамках Чеховского фестиваля в 2010 году. Бог знает, можно ли будет это впечатление повторить у нас: карьера де Бульбон и звездного южного неба в Москве не найти.

"