Posted 20 мая 2015,, 21:00

Published 20 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:55

Updated 8 марта, 03:55

В круге первом

В круге первом

20 мая 2015, 21:00
68-й Каннский кинофестиваль приближается к финалу, не переставая удивлять насыщенностью, разнообразием, хорошей сбалансированностью конкурсной программы и ее ровным и высоким качеством.

На фестивале соблюден геополитический баланс – здесь представлены фильмы и европейские, и азиатские, и латиноамериканские…

Гендерный баланс тоже более или менее выдерживается, хотя женской режиссуры по сравнению с предыдущими годами маловато. Обе дамы-режиссеры – француженки. Эммануэль Берко присутствует в конкурсе даже в двух ипостасях – режиссера, фильм которого «С высоко поднятой головой» открывал фестиваль, и актрисы – исполнительницы главной роли в фильме второй женщины-режиссера Майвенн Ле Беско «Мой король».

По популярности с Эммануэль Берко на Каннском фестивале может сравниться разве что ее соотечественник Венсан Кассель, который преуспел в «королевском» амплуа (вышеупомянутый «Мой король», а также трижды монарх из «Сказки сказок» Маттео Гарроне).

Иногда бывает так, случайно ли, преднамеренно ли, в конкурсе превалирует какая-то идея, или тема, или круг фильмов, объединенных по какому-то иному принципу. На этот раз в каннском конкурсе собрались фильмы, кажется, на любой вкус. Чувствительные мелодрамы («Моя мать» Нанни Моретти, «Наша маленькая сестра» Хирокадзу Коре-эда), романтические любовные истории («Кэрол» Тодда Хейнса, «Мой король» Майвенн Ле Беско), фантастика («Лобстер» Йоргоса Лантимоса), историческое фэнтези («Сказка сказок» Гарроне), экранизации классики («Макбет» Джастина Курзеля). Про террористов – «Ловушка» Дени Вильнева. Про холокост – «Сын Саула» Ласло Немеша. Про экономический кризис – «Закон рынка» Стефана Бризе…

Если опираться на рейтинг международной прессы, который публикуется в фестивальном издании «Скрин интернейшнл», на реакцию зала, разговоры в кулуарах, слухи и прочее, при всем разнообразии суждений всеми в основном признается достаточно высокий и ровный уровень конкурса.

И все же выделяются из него два фильма, по оценкам далеко отстоящие от других картин. Оба фильма американские.

Абсолютный лидер – красивая лесбийская история любви богатой, холеной дамы из высшего американского общества образца начала 1950-х и простенькой продавщицы в супермаркете – «Кэрол» Тодда Хейнса, по роману Патриции Хайсмит.

Что касается арьергарда, то тут все шишки упали на голову бедного Гас Ван Сента за фильм «Море деревьев». Его рейтинг – «ниже плинтуса» – 0,6. Четверо жюриоров влепили ему черный крест («bad», плохо). Это, кажется, исторический рекорд. Снял он и правда неважную, невнятную историю о разочаровавшемся в жизни американце (Мэттью Макконахи), который приезжает в Японию, чтобы там, в таинственном «лесу самоубийц», свести счеты с жизнью. Но зачем, спрашивается, было включать ее в конкурс? Позорить обладателя «Золотой пальмы» («Слон»), у которого произошла осечка?

Уже вырисовываются возможные кандидаты на лучшую женскую и мужскую роли. Это, конечно же, блестящая Кейт Бланшетт, превзошедшая саму себя в роли скучающей, пресыщенной великосветской дамы, которая теряет голову при виде хорошенькой, молоденькой продавщицы. Хороша и Чжао Тао у Цзя Чжанке («И горы сдвигаются с места»), хотя сам фильм лидера «шестого поколения» китайских кинематографистов, автора блестящего «Натюрморта», рассказывающий о жизни женщины на фоне меняющихся эпох, оставляет желать много лучшего. Такое ощущение, что автора совершенно не интересуют ни характеры, вяло разработанные, ни истории, которые он начинает рассказывать, а потом забывает и бросает на полдороги.

В числе особо выдающихся актеров – вышеупомянутый Венсан Кассель, настолько харизматичный, как магнит притягивающий героиню Эммануэль Берко, что она бросается к нему в постель через пять минут после их официального развода, а спустя десять лет после начала их знакомства она смотрит на него с нескрываемым обожанием.

И еще одна актерская работа обращает на себя внимание. Это еще один Венсан – Линдон в социальной драме Стефана Бризе «Закон рынка», продолжающей традицию линии соцреализма в творчестве Кена Лоуча, братьев Дарденн, Лорана Канте. Венсан Линдон – единственный актер среди множества неактеров, играющих самих себя, служащих супермаркета, секретарш, мелких чиновников, в этой очень достоверной и необычайно интересной картине о рабочей солидарности, о бездушных механизмах власти. В поисках работы 50-летний Тьерри испытывает огромные моральные унижения от издевательских вопросов внешне вполне корректных чиновников, которые «изучают» его резюме. В конце концов ему удается устроиться охранником в супермаркет (следить ему надо за действиями не только покупателей, но и его коллег), он отличный работник, но чувство солидарности с такими же, как он, бедолагами не дает ему возможности подставлять их.

Выбор у каннского жюри, возглавляемого братьями Коэнами, весьма богат, хотя круг претендентов постепенно все же сужается. В числе первых помимо «Кэрол» венгерский «Сын Саула», «Моя мать» Нанни Моретти, греческий «Лобстер»…

А список фильмов, между тем, еще пока не исчерпан…

"