Posted 20 мая 2013,, 20:00

Published 20 мая 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:16

Updated 8 марта, 05:16

Американец из Парижа

Американец из Парижа

20 мая 2013, 20:00
Визит в Москву пианиста Джеки Террасона организовывался «по-тихому», но концерт получился очень громким. И, что совсем уж отрадно, явно порадовал «непрофильную» публику.

Перестроечные времена давно прошли, и шальные концерты, организуемые в странных местах, вроде бы уже давно канули в Лету. Ан нет: буквально неделю назад случайно я узнал от коллеги, что приезжает Джеки Террасон – джазмен не просто известный, а такой, которому до статуса живого классика не хватает совсем немного: пары альбомов и пары каких-нибудь наград. Его диски продавались – когда еще продавались – у нас и на пиратке, и на «родных» CD очень неплохо. Что для современного инструментального акустического джаза с современным ритмическим и гармоническим языком – исключение из правил. У нас пианист выступал пару лет назад в дуэте с Мишелем Порталем. Это было весьма интересно, но хотелось послушать Джеки с группой. Казалось: привезти его сюда с группой – это чересчур накладно. А тут, выяснилось, французы ему устроили российское турне в десятке(!) городов, а никто толком не в курсе...

Московское выступление трио Джеки Террасона прошло на непрофильной площадке – в «Политеатре» Политехнического музея почти в полночь. Дело происходило аккурат в ночь музеев, и праздно шатающиеся, приметя скромный щит с афишей, интересовались: «А что здесь? А кто это?» Иногда ответ на этот вопрос приводил к неожиданным последствиям: люди шли и покупали билет на концерт современного креативного джаза. Почти ночью! А вы говорите: «эстетская музыка», «финал Eurovision»… Зал, навевающий неприятные ассоциации с институтскими лекциям, был забит. И вот в таких нелепых условиях Террасон, как говорят на его первой родине, совершил tour de force. Он сразу, с первых нот, загипнотизировал публику. Музыкант вышел, улыбнулся сладкой улыбкой, сел за рояль и начал наигрывать что-то тихое. Соло. Потом через это тихое стала прорываться отчетливая пульсация риффа из Beat It Майкла Джексона. В эту историю включился басист экстра-класса (мощный ровный звук, драйв и свинг). Потом барабанщик Джо Дайсон. Beat It – точнее, импровизационные намеки на нее, – перетекла в Oh My Love Джона Леннона и в джазовый стандарт Smoke Gets in Your Eyes. Это у них явно была заготовка, потому что именно такой сет – правда, с вокалом – сейчас плавает на Youtube. У нас было без вокала, но людей однозначно заворожило. Не только мелодии, но и энергия, несущаяся со сцены. Вообще современная джазовая игра в лучшем виде: качественная, точная, но абсолютно свободная и легкая (несмотря на мокрую рубашку Джеки). Потом поиграли что-то свое, стандарт Smile, а завершить решили «Караваном» Дюка Эллингтона. Вообще, конечно, на исполнение этой великой квазивосточной мелодии надо бы ввести мораторий. Но у Террасона есть резон: он записал ее еще давным-давно и периодически к ней возвращается. Да и в общем в его варианте это тот еще «Караван». На самом деле в таком вот составе вообще не столь важно, что играть: импровизационный подход, саунд, взаимодействие музыкантов – вот что содержание процесса, а не просто «квадрат темы – квадрат импровизации». Люди знакомый «Караван» восприняли с совсем уж неприличным восторгом. И потом, уже ближе к часу ночи, вытащили музыкантов еще на один, явно незапланированный бис.

"