Posted 20 мая 2008,, 20:00

Published 20 мая 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:19

Updated 8 марта, 08:19

Скоро сказка сказывается…

Скоро сказка сказывается…

20 мая 2008, 20:00
Режиссер-постановщик Евгений Писарев создал музыкальный спектакль «для семейного просмотра». Его премьера состоялась в МХТ имени Чехова на Большой сцене, обновленной после длительной реконструкции. Над спектаклем театральный коллектив работал тщательно и специально для этого прошел курс танцев и вокала. Но пока не все

Идею поставить на сцене МХТ что-нибудь «для детей» художественный руководитель театра Олег Табаков озвучил давно. Последние лет пять, оглашая планы на сезон, он непременно поминает «Синюю птицу», за которую все никак вплотную не возьмется Дмитрий Черняков. Последние пару лет рядом с «Птицей» возник проект постановки «Конька-Горбунка». Кто в России не знает наизусть дивную сказку Ершова? Его самоцветный стих-скороговорку («было у отца три сына, старший умный был детина...»)? Впрочем, существующие инсценировки Ершова в МХТ отвергли сразу и заказали оригинальный текст братьям Пресняковым.

В программке режиссер-постановщик Евгений Писарев сообщил, что новый вариант старой сказки получился талантливым. С режиссерами спорить не рекомендуется, однако новая версия сказки переписана весьма суконным языком. В результате текст пестрит перлами. «Я тебя не подведу – соблюду и наблюду», – уверяет Конек Ивана. Но в конце концов текст в музыкальном спектакле – дело не главное. Тем более что прозаические куски буквально «утоплены» в написанных специально для мхатовского спектакля песнях Сергея Черкыжова на стихи Алексея Кортнева.

Храбр русский режиссер. В мюзикальных странах – таких как Америка и Англия – исполнителей мюзиклов учат с шести лет. Потом на кастинге отбирают из тысячи претендентов лучших… У нас же берут, что дают из наличного состава драматического театра. В результате в «Коньке» танцуют и поют, как умеют. Большинство безбожно фальшивит. Практически все еще не умеют обращаться с микрофонами. В результате уровень громкости явно зашкаливает. Специалисты уверяют, что к десятому представлению все наладится. Артисты попривыкнут, звукорежиссеры что-то отрегулируют, и беруши станут решительно не нужны.

Но пока что «Конек-Горбунок» – произведение, сметанное на живую нитку. Берендеи и берендейки из первого акта напоминают о новогодних елках (так и ждешь, что сейчас детские голоса начнут скандировать: «Елочка, зажгись! Дед Мороз, явись!») А шутки из области материально-телесного низа (встает – не встает у царя?), полуголые красотки и многочисленные политические намеки («Ну, теперь мы заживем / Под царем, да под конем: / Где один не совладает, / Там управятся вдвоем») явно позаимствованы из привычного арсенала эстрадных концертов ко Дню милиции.

Артисты на сцену выходят в образе массовиков-затейников с единственной задачей: «взять зал». Их герои влюбляются, интригуют, ссорятся, грустят. Артисты как завороженные смотрят, не сморгнув, на зрительские ряды, не замечая ни партнеров, ни того, чем их герой озабочен. Может, поэтому, когда на лодочке выплывает Царь-девица (Ирина Пегова), занятая исключительно лодочкой, зал начинает аплодировать. Давно известно, чем меньше артист занят зрительным залом, тем сильнее зал занят им.

Третий – и самый увлекательный пласт спектакля – волшебная феерия (сценография – Зиновия Марголина). Всплывает гигантская деревянная рыба-кит. Качается на небесах помост с Месяцем, звездами и Солнцем. Летит на самодельном аппарате Иван (Аркадий Киселев) с Коньком (Дмитрий Медведев). Патриот деревни, выстроенной на Чуде-юде-рыбе-кит (Олег Савцов), замирает в героической позе: «Я за рыбу хоть на дыбу, это ж родина моя!» А за его спиной золотыми фейерверками стреляет сухое дерево. Возможности отреставрированной мхатовской сцены пока «переигрывают» исполнителей в одну калитку.

Однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Может, действительно, покатавшись и обмявшись, «Конек-Горбунок» обретет второе дыхание? В сказке всякое бывает, а уж в хороший конец надо верить обязательно.

"