Posted 20 мая 2004,, 20:00

Published 20 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 02:24

Updated 8 марта, 02:24

Литературный лоцман

20 мая 2004, 20:00
Литературный лоцман

ЛЮДМИЛА ПЕТРУШЕВСКАЯ. «Номер Один, или В садах других возможностей»

Автор жесткой любовно-социальной прозы создала неожиданный роман. Еще жестче описывающий превращения обыденной жизни во вселенский кошмар. Герои романа – обычные люди – спонтанно превращаются то в зверей, то в зомби. А главный персонаж, тот самый Номер Один, – мужчина, стремящийся поступать правильно, но действующий с точностью до наоборот. При этом гнетет своими комплексами не только себя, но и устающих уже к 125-й странице читателей... Анархия повествования, внезапно исторгающиеся потоки сознания, почти садистские описания депрессий и умственных кошмаров, а затем – столь же яростный и спонтанный переход к почти детективному повествованию. Эта книжка явно не для слабонервных!

Петрушевская и прежде своих читателей не особо щадила: мастерски сыпала соль на раны, утешала тем, что у других все гораздо хуже. Объясняла, что любви хватает лишь на три дня после получки. Но в новом романе перещеголяла сама себя. Лесные людоеды, повесившиеся 15-летние девушки, дети-калеки, из принципа падающие с кровати. Мрака и беспросветности добавляет и то, что персонажи порой изобретают свой собственный, полуптичий язык и говорят на нем отдельными слогами. Что удивительно: все при этом друг друга понимают. Крыша от этого едет не только у них...

Все мы, наверное, в детстве любили в темноте рассказывать ровесникам страшилки про летающие руки, про превращение людей в зомби. Петрушевская написала об этом целый роман. Если ее цель была запугать, показать, как все плохо, да еще и сделать это в жанре антиутопии – у Петрушевской это получилось. Если же цель писателя все-таки в том, чтобы углядеть луч надежды в конце самого мрачного и безысходного туннеля, то, приступая к чтению романа, наверняка нужно сразу же гасить свет.

Польза: 1,5 – ничего нового для себя в книге вы не найдете. И поток сознания, и ужасы в духе Стивена Кинга, и временами (жаль, крайне редкими!) возобновляющее социально-детективное повествование – Петрушевская сделала жесткий микс жанров. Однако нового «Молчания ягнят», ранящего души, не получилось.

Интерес: 4 – любопытно, чем все кончится. Но и кончается не интересно.

Цитата: «Мы в парадном. У нас в кармане аметист и расческа. Надо же, Лысый Ящ освоил метемпсихоз. Ммда. Нет такой вещи, которую бы народ не присобачил для своих нужд.

О, вон и желтые ботинки, накрытые кое-как. Несут Ящика. Все по очереди на носилках едут – кто там был, кто меня внизу встречал... Все сейчас гурьбой отправятся на Бродвей. Видимо, сами оказались невольными переселенцами, нехотя заменили того, кто только умер».

АРТУРО ПЕРЕС-РЕВЕРТЕ. «Дело чести»

Один из самых популярных прозаиков Испании написал трогательно ясную и искреннюю повесть о любви. Умение просто, без лишних красивостей и сложных лирических отступлений рассказывать истории – редкое искусство в современном писательском мире. Именно простота и честность трогают душу. Именно из-за них так популярен в Испании и остальной Европе Перес-Реверте...

Обычный водитель-дальнобойщик, к тому же бывший зек, 27-летний Маноло и говорит мало, и мыслей особенных (кроме как про кружечку пива и поиск денег на проститутку) не имеет. Живет по девизу: «Не мое дело...» В очередной раз выходит из борделя и видит испуганный взгляд младшей сестры его недавней «подруги». С книжкой и рюкзачком та пытается сбежать из дома – старшая вместе с сожителем продали ее на первую ночь любви местному богачу. Трусливый Маноло вначале выдает беглянку. Но затем возвращается и разносит и сам бордель, и его владельцев. После чего вместе с девушкой пытается скрыться от погони... Слова любви звучат в этой книге только раз – всего за несколько страниц до финала. Неловкие и в итоге не расслышанные героиней. Но эмоционального накала и страсти в «Дело чести» столько, что поклонникам мексиканских сериалов после этого не захочется включать телевизор...

Польза: 5 – надо верить своему сердцу и интуиции. И решаться сделать шаг навстречу другому одиночеству.

Интерес: 4,5 – сюжет, интрига – все здесь есть. Кстати, когда по этой книге снимался фильм, его главные герои постепенно влюбились друг в друга...

Цитата: «Почему тебя называют Одиночка с равнины?» – спросила девочка. – «Ну, наверное, потому, что я один». – «А с каких пор ты один?» – «Да всю свою треклятую жизнь».

Некоторое время она молчала, словно раздумывая. Потом схватила свою книжку и прижала к груди: «Сестра говорит, что я скоро рехнусь, потому что слишком много читаю...»

МИХАИЛ ИЛЬИНСКИЙ. «Тайны спецсвязи Сталина»

У исторических книг есть обычно один недостаток – они привязаны к политике и представлениям в обществе о том, «что такое хорошо и что плохо». Но, если автор пишет беспристрастно, документально ведет повествование и не спорит, кто прав, кто виноват, тогда и получается книга, которая не зависит от конъюнктуры и которую можно будет читать и через 10, и через 130 лет. Книга Михаила Ильинского – именно такая. Даже тем, кто, может, и не знает, кто такой генсек и генералиссимус Сталин, она наверняка будет интересна.

Как прослушивались и отслеживались шпионские заговоры. Как наши технари-ловкачи умудрялись вторгаться в тайны зарубежных дипломатов и военных агентов... Помимо темы собственно спецсвязи в книге есть истории про шпионов, разведчиков, боевые действия, штурмы, секретные переговоры ставок командования. Почти все здесь читается как интересный и художественный труд.

Польза: 4,5 – как приложение к школьному учебнику «Тайны спецсвязи» тоже будут актуальны.

Интерес: 4,5 – масса исторических персонажей, рассказ о ситуациях, о которых еще с тех давних лет принято спорить и сомневаться, как все было на самом деле.

Цитата: «Думал ли Сталин в начале войны об оборудовании запасного узла ВЧ-связи за пределами Москвы, в отдаленном эвакуационном районе? Даже сам факт переезда Ставки в тыл мог быть воспринят панически в разных, не обязательно враждебных, но даже и советских кругах. На такой шаг Сталин пойти не мог. И не пошел».

Ведущий рубрики Александр АЛЕКСЕЕВ

"