Posted 20 мая 2004,, 20:00

Published 20 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Каннский финал

Каннский финал

20 мая 2004, 20:00
Завтра в Каннах будут объявлены лауреаты 57-го Каннского кинофестиваля – те, кто в следующем сезоне будет править кинематографическим балом. Те, кто останется если не в истории кино, то уж точно в истории фестиваля, что на самом деле равновеликие понятия. Тем временем за кулисами фестиваля французы проявляют большой ин

Ставки на то, каким будет выбор Тарантино, делать сложно – слишком непредсказуем председатель жюри. Перед началом фестиваля он высказывался в том смысле, что будет судить кино, абстрагируясь от личных вкусов. Говорил: не факт, что если мне нравятся азиатские мочиловки, то я такое награждать стану, а вот если Кустурица хороший фильм снял, то и Пальму получит – ничего что третью, для хорошего режиссера ничего не жалко.

Готова поспорить – Кустурица третьей Пальмы не получит. Хватит с него двух: за «Папу в командировке» (1985) и «Андеграуд» (1995). Он и так гений из гениев, за все свои фильмы призы получает везде. Каннам же другого теперь надо – надо нового открыть, а не старого поддерживать. Кустурица очень хороший фильм снял, но ему пора уже председателем жюри работать, а не с молодняком тягаться.

Молодые фавориты

Вчера в конкурсе показали японский мультик Мамуро Оши «Невинность». Сюжет крайне непонятный про роботов и новые технологии. Понятен и весьма актуален вопрос, которым задается супермастер японской анимации, создатель «Авалона» Оши – если все на земле может быть переведено в новые технологии, неужели и любовь тоже? В то, как этот фильм сделан, поверить просто невозможно – от чередования трехмерной анимации с двухмерной и прочих технологических наворотов ощущение какое-то инопланетное. Готова поручиться, что Оши без приза отсюда не уедет.

За остальных не поручусь. В рейтинге критиков по прежнему лидирует французский фильм «Посмотри на меня» Аньес Жюи, но трудно поверить, что хулиган Тарантино одарит Пальмой семейную историю о девочке-толстушке, которая не верит в искренность людей. Пронзительное кино, но для Тарантино наверняка слишком лирическое. На втором месте в рейтингах –история жизни пламенного революционера Эрнесто Че Гевары «Дневник мотоциклиста» модного аргентинского режиссера Уолтера Саллеса с модным испанцем Гаэлем Гарсией Берналем в главной роли. Романтический, вполне беззубый баопик (биографическое описание), но на пресс-просмотре зал трижды аплодировал стоя (трижды потому, что критики каждый раз думали, что уже финал). На вечернюю премьеру кроме съемочной группы и членов жюри прибыл и другой весьма серьезный претендент на Пальму Майкл Мур. Известный скандалист и самопиарщик после показа «Фаренгейта 9/11» неожиданно отменил все интервью и распространил через своих агентов информацию, что, мол, из-за некоторого недопонимания прессы он не хочет общения... и вообще улетел. Но вечером того же дня появился в прямом эфире французского ток-шоу в шортах и сандалиях на босу ногу, причем нижние конечности ярого антибушевца были немедленно обцелованы в прямом эфире неким безвестным молодым кинематографистом. Как стало известно «НИ», «Фаренгейт 9/11» уже купила для российского проката компания «Парадиз», по конфиденциальной информации, выложила за него баснословную сумму. Глава «Парадиза» Геворг Нерсисян говорит, что дату премьеры назначит после объявления результатов фестиваля, но как бы дело ни повернулось – российские зрители увидят фильм до выборов в Америке. Мур готовится к призу – это понятно хотя бы потому, что он находится в Каннах все 10 фестивальных дней. Обычно даже самых больших звезд уровня Николь Кидман здесь принимают не больше, чем три дня. Остальное – за свой счет. На церемонию закрытия лауреатов вызывают специально – либо возвращают прямо с трапа самолета, либо отправляют за ними персональный авиатранспорт.

Русские Канны

Помимо Мура премьеру картины «Дневник мотоциклиста» посетил и Никита Михалков. Он не зря отсматривает много конкурсных фильмов – на носу Московский фестиваль, на который отборочная комиссия рассчитывает заполучить как можно больше каннских хитов. Михалкова объявляют на красном ковре, как и всех приглашенных звезд. Публика приветствует его, правда не так, как Берналя, но все же в Каннах его знают. Еще бы – Михалков председательствует в жюри короткометражек. Из-за темных очков и белой фуражки на голове его не узнает охрана, поэтому вход в просмотровый зал Никите Сергеевичу затруднен постоянным досмотром имущества и металлодетекторами (сама была свидетелем сцены, как у Михалкова звенел карман, но в ответ на вопросительный взгляд секьюрити председатель жюри извлек оттуда жевательную резинку).

Русских в Каннах, кажется, больше, чем французов – представители всех ведущих СМИ, все арт-хаусные прокатчики, много продюсеров. На кинорынок выставлено порядка 20 наших картин, среди которых «Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского, «Свои» Дмитрия Месхиева, «Богиня» Ренаты Литвиновой – все то, что могло оказаться в каннских программах... но не оказалось. Основной продавец нашего кино на Запад Раиса Фомина сказала «Новым Известиям», что наибольшим спросом пользуется пока «Шиза» казашки Гульшат Омаровой – той самой, что была соавтором сценария погибшей картины «Связной». Ее фильм – в программе «Особый взгляд» – официально будет показан сегодня. На премьеру приехал продюсер картины – Сергей Бодров. Сегодня же покажут и документальную ленту Георгия Параджанова «Я умер в детстве» о дяде режиссера – Сергее Параджанове, – целиком построенную на документальных кадрах, фрагментах картин и писем режиссера, написанных в тюрьме. Кроме того, в программе «Неделя критики» уже показан наш «Коктебель», который международная пресса называет настоящим шедевром. Этими тремя картинами и ограничивается «русское присутствие в Каннах», потому что только наличие картин в программах, а не толпы знакомых лиц на улицах, можно называть «присутствием».

Несколько дней назад руководство Госкино и Московского фестиваля давали прием в честь русских продюсеров, которые официально рекомендованы западным как надежные партнеры. Россия нуждается в совместных проектах, Европе тоже без них не жить: так давайте дружить домами, тем более что у нас уже все есть – и продюсеры, и технические мощности, и кинотеатров все больше и больше. «Ни одна отрасль не развивается в России так стремительно, как кинотеатральный бизнес», – сказал, выступая в Каннах, глава кинематографии Александр Голутва. Официальная часть прошла вяло, зато на вечерний прием набилось в два раза больше гостей, чем ждали, причем не только русских, как это бывало в прежние годы, но и иностранных. Была даже французская звезда Мишель Мерсье (более известная в нашей стране как «Анжелика»), много курила и все грозилась по русскому обычаю выпить шампанское из туфли. После прошлогоднего путешествия в Ханты-Мансийск и отравления сырой рыбой мадам Мерсье, судя по всему, полюбила Россию всей душой и теперь откликается на любое русское предложение. Русских приемов в этом году как минимум четыре – помимо «государственного» ожидается еще вечеринка в честь Гульшат Омаровой и прием питерского Фестиваля фестивалей.

Об этом, а также о результатах Каннского фестиваля читайте в следующем номере «Новых Известий».

"