Posted 20 апреля 2010,, 20:00

Published 20 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:03

Updated 8 марта, 07:03

Кинематографистам нужен независимый киносоюз

Кинематографистам нужен независимый киносоюз

20 апреля 2010, 20:00
Кинематографистам нужен независимый киносоюз

Произошло то, что ожидалось после прошлогоднего гостинодворского собрания кинематографистов, которое восстановило Никиту Михалкова на посту председателя Союза кинематографистов России. В понедельник было официально объявлено, что учредительный комитет нового киносоюза в составе Алексея Германа-младшего, Бориса Хлебникова, Андрея Прошкина, Виталия Манского и Владимира Досталя приступил к работе.

С Михалковым и михалковским союзом официально разошелся цвет российской режиссуры и крупнейшие специалисты по кино – по сути дела, все независимые кинематографисты страны, решившие образовать гражданское сообщество, способное отстаивать свои интересы и выдвигать инициативы в области российского кинематографа. Его учредители констатировали, что у них не осталось другого выхода, так как средства внутрисоюзной борьбы с диктатурой одного человека исчерпаны.

Смешно сравнивать масштаб деятельности Никиты Сергеевича, Ивана Васильевича и Иосифа Виссарионовича, но образ мышления и образ действий у них один и тот же. Михалков, ничтоже сумняшеся, полагает, что Российское государство – это он, Никита Сергеевич, а все, кто с ним не согласен, – враги России. Иван Грозный боролся со знатными боярами, считавшими себя равными государю, Сталин объявил врагами народа других вождей партии, Михалков называет агентами «либерально-атлантической диктатуры», изгоняет из СК, выселяет или смещает независимых от него людей, будь то худрук Дома кино, президент Гильдии, главный редактор киноиздания или кто-то из авторитетных, но не согласных с ним кинематографистов.

Борьба Никиты Михалкова в СК против кинематографической «знати» оказалась успешной, поскольку он нашел опору в весьма значительной массе членов Союза пенсионного возраста, уже не имеющих ни творческих амбиций, ни профессиональных интересов, но нуждающихся в добавках к пенсиям и бесплатном медицинском обслуживании. Имея в распоряжении немалые личные средства, кассу Союза и фонд Вексельберга, председатель СК предоставлял им названные блага и посредством этой благотворительности обеспечивал себе электорат, который во французском конвенте называли «болотом», а в Верховном Совете СССР времен перестройки – «агрессивно-послушным большинством». В итоге творческий союз превратился в гибрид собеса и частной компании. Реализовать в столь косной организации какое бы то ни было предложение, противоречащее личным интересам председателя, стало невозможным, так как Михалков, не сумев собрать в Гостином Дворе большинства членов СК, собрал «решающий пакет» в полтысячи доверенностей, способный заблокировать любую инициативу.

Исчерпанными кажутся и внешние средства борьбы с авторитарной властью Михалкова. При столь двусмысленных законах, которые в настоящее время регулируют функционирование российских общественных организаций и при том административном ресурсе, которым обладает председатель Союза, быстро изменить положение дел в СК представляется невозможным. Другое дело – молодая и оперативная организация, авторитет которой пропорционален сумме значимых кинематографических имен. Михалков иронизирует, что новой организации придется собираться летом на скамейке, а зимой – в киноклубе «Эльдар». Однако время кинематографических сборищ, подобных кремлевскому и гостинодворскому, истекло. Современные организации не нуждаются в митингах, толпах и бурных аплодисментах – они могут действовать практически виртуально. Для запуска им не нужна недвижимость и большие деньги – достаточно звучных имен, способности артикулировать деловые предложения потенциальным партнерам, в том числе государственным институтам, и информационной активности.

Дальше все должно пойти своим чередом – имена привлекают деньги, а деньги увеличивают возможности. Средств для борьбы с такой группой лиц у Никиты Сергеевича нет – отнять у них нечего, закрыть рты нечем, в честной дискуссии не выиграть. Остается обивать высокие пороги, жаловаться на супостатов и возводить на них несусветные политические обвинения.

Автор – кинообозреватель «НИ»

"