Posted 20 апреля 2005,, 20:00

Published 20 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:33

Updated 8 марта, 09:33

Теневая революция

Теневая революция

20 апреля 2005, 20:00
В столичной галерее «Гари Татинцяна» открылась выставка «Черное на белом». На ней собраны уникальные экспонаты: черные филигранные силуэты, которые создавал современник и кумир Пушкина граф Федор Толстой, и фотограммы – особые теневые картины революционных фотографов.

Помнится, еще Платон утверждал: все, что имеется на Земле, – лишь тени божественных явлений. Вряд ли граф Федор Толстой пытался создать иллюстрации к платоновским идеям, но его силуэты конца 40-х – начала 50-х годов XIX века – это черно-белый мир, увиденный глазами верховного энтомолога. Он исследует российские земли и всех, кто их населяет, так же, как ученый исследует экзотических насекомых. И, словно коллекционер бабочек, накалывает свои наблюдения на белые листы. Его картинки, вырезанные (!) из бумаги, покрытой черным лаком, подобны мельчайшим ювелирным украшениям, узор на которых можно рассмотреть только в лупу. Сабли казаков, пасущиеся коровы, ружья охотников, листва на деревьях становятся легкомысленным узором. Такую трату энергии на ветреную затею мог позволить себе разве что японский или китайский мастер (трудно представить, чтобы европейский художник, академик Академии наук, тратил часы на вырезание миллиметровой кроны дерева).

Уникальные силуэты Толстого более полутора столетий воспринимались именно как занятные кунштюки. К этим опытам вплотную приблизились разве что некоторые из мастеров серебряного века, которые увлекались тончайшими виньетками и ажурными рамочками. Но даже им не удалось добиться такого буддийского узорочья.

Устроители выставки отметили совсем другие параллели между силуэтами графа Толстого и сегодняшним днем. Оказалось, что увлечение графа черно-белыми силуэтами очень напоминает страсть к фотосилуэтам авангардистов 20–30-х годов ХХ века. Именно тогда с легкой руки Родченко и Лисицкого появился новый жанр – фотограмма. Суть этой техники очень проста. На фотобумагу в темноте кладется какой-нибудь предмет (например, булавка или чулок). На несколько секунд свет в комнате включается, и бумага засвечивается. В результате на ней «отпечатывается» силуэт предмета. Здесь уже и впрямь платоновская философия – мельчайшие куски тканей или даже прозаические чулки на фотограммах авангардистов превращаются в изысканные узоры. На фоне таких фотограмм даже знаменитый «Черный квадрат» Малевича приобретает новое измерение: он становится элементарным воплощением тьмы и света, первым актом божественного творения, когда творец-художник резко отделяет белое от черного.

В принципе на выставке «Черное на белом» можно не вдаваться во все эти философские и культурологические сравнения. Можно просто изумляться невероятной усидчивости любимого художника Александра Пушкина (именно о «чудотворной кисти» Федора Толстого Пушкин писал в своем «Евгении Онегине») и изобретательности авангардистов.

"