Posted 20 марта 2012,, 20:00

Published 20 марта 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:35

Updated 8 марта, 05:35

Квотомания, или Можно ли наладить компьютер молотком

Квотомания, или Можно ли наладить компьютер молотком

20 марта 2012, 20:00
Квотомания, или Можно ли наладить компьютер молотком

Вроде бы все понимают, что не все хорошее просто и не все простое хорошо. Но когда возникает сложная проблема, тут же появляются охотники «решить» ее простым росчерком пера. Такой фикцией является готовящееся правительственное постановление, обязывающее кинотеатры отвести российским фильмам по меньшей мере 24% рабочего времени.

Коренная проблема заключается в том, что российская киноиндустрия в целом убыточна. По самой оптимистической оценке, суммарные сборы от кинотеатрального проката (у нас и за рубежом) всех произведенных в России игровых фильмов в 2 раза меньше, чем стоимость их производства. Это значит, при нынешних правилах распределения дохода, когда производителям достается чуть больше 40% собранных денег, для самоокупаемости нашей кинематографии необходимо увеличить сборы по меньшей мере в 5 раз. Очевидно, что повышением цен на билеты этого не достичь, и, стало быть, нужно во столько же раз поднять посещаемость отечественных фильмов.

Существует ли у этой задачи простое решение? Конечно. Достаточно выдать каждому россиянину индивидуальный зрительский билет, куда кассир кинотеатра будет ставить штамп при покупке билета на российскую картину. Набрал человек пять просмотров за год – свободен. Набрал 10 – освобождается от обязанности и в следующем году смотреть российские фильмы. Не набрал – платит штраф в размере «недосмотра». Считая по 300 рублей за билет, максимальная санкция составит всего полторы тысячи рублей в год.

Вы, наверное, подумали, что это неудачная шутка. Согласен, но столь же остроумно предложение установить нижнюю границу общего времени показа наших фильмов.

Первый вопрос: видели ли вы где-нибудь данные о том, каково отношение, допустим, годового числа сеансов, на которые проданы ВСЕ билеты, к общегодовому числу сеансов? Лично я, регулярно читающий отчеты и подсчеты, ни разу их не встречал и очень сомневаюсь в том, что кто-то дал себе труд собрать статистику по этому вопросу. Но на основании своего не такого уж малого опыта посещения обычных киносеансов (кинокритику в этом стыдно признаться, да уж ладно, чего греха таить) могу сказать, что за последние десять лет было всего 2 случая, когда на желанный сеанс не было билетов – на «Аватар» и на предпоследнюю, кажется, серию «Пиратов Карибского моря».

На рыночном языке это означает, что предложение перекрывает спрос как по российским фильмам, так и по иностранным.

Вопрос номер два: что произойдет, если увеличить количество показов российских фильмов? Поскольку день не резиновый, ровно настолько же уменьшится количество показов зарубежных картин. Так что заявления о том, будто квотирования иностранной кинопродукции не будет – наивность или вранье.

Третий вопрос: каким будет в такой ситуации поведение зрителей? Как поступит человек, узнав, что на выбранный им сеанс зарубежного фильма в данном кинотеатре закончились билеты? Постарается зарезервировать места на другой сеанс этого же фильма в этом или другом кинотеатре или с горя пойдет в незаполненный зал на российскую картину? Лично я думаю, что он просто отложит просмотр желанного фильма до времени, когда волна спроса спадет – а это обычно происходит после первого уикенда.

Если те, кто ратует за квоты, думают иначе, пусть предъявят даже не расчеты, а хотя бы соображения в пользу этой меры. Однако разговоры о квотировании ведутся уже лет 20, а доводов все еще не слышно.

Четвертый вопрос – как поведут себя кинопоказчики? Ясен пень – скажут, что это ограничение свободы торговли, что им урезают доходы. И тут же сделают ответный ход. А именно, постараются отвести нашим картинам наименее посещаемое время – раннее утро и поздний вечер. И глядишь, добьются того, что посещаемость российских картин упадет, вместо того чтобы вырасти.

Вопрос пятый – кому выгодно квотирование? Чьи интересы стоят за этой мерой? Кто нашептал правительственным чиновникам, что российское кино от нее выиграет? Тоже в лес не ходи – ограничение проката зарубежных картин выгодно крупным отечественным продюсерам и прокатчикам, которые рассчитывают заполучить для своей продукции большее и лучшее кинотеатральное время и тем самым выиграть за счет более мелких производителей российского кино. Они-то и пролоббировали готовящееся постановление.

Вопрос последний – что же все-таки можно сделать для того, чтобы россияне стали чаще смотреть свое кино? Ответ известен: надо строить новые кинотеатры в маленьких городах и поселках, где кинозалов очень мало или просто нет. Бороться с пиратством. Создавать легальные платные сервисы в Интернете. Расширять альтернативный прокат. Экономически мотивировать отечественных производителей. Учиться делать конкурентоспособное кино.

Словом, много чего можно. Вот только ни одного простого или быстрого пути к желанному результату нет. А те, кому хочется полегче и побыстрее, должны помнить, что нетерпение ведет туда же, куда благие намерения. Благие, конечно, только на первый взгляд.

Автор – кинообозреватель «НИ»

"