Posted 20 марта 2011,, 21:00

Published 20 марта 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:24

Updated 8 марта, 06:24

Согласно первоисточнику

Согласно первоисточнику

20 марта 2011, 21:00
Уже много лет в Гатчине проходит уникальный фестиваль «Литература и кино», название которого говорит само за себя. В этом году участники вспоминали особую эпоху в истории страны – экранизации 1960-х, когда зрители голосовали за «Иваново детство», «Сорок первый», «Даму с собачкой», «Гамлета». Провели даже специальную ре

Лучшим фильмом фестиваля этого года, получившим Гран-при «Гранатовый браслет», стала драма из Белоруссии «Волки» Александра Колбышева по одноименной повести Александра Чекменева. Это книга с трудной судьбой. Написанная автором еще в 1963-м, она увидела свет лишь сорок лет спустя. Тема сталинских репрессий, перемалывающих вслед за биографией одного персонажа, как по цепочке, всех имеющих к нему хоть какое-то отношение, была не в чести на «Беларусьфильме». Но когда за дело взялся режиссер Колбышев, процесс сдвинулся с мертвой точки. «Волки» – психологическая драма, снятая в лучших традициях ленинградской школы, в эстетике минималистского черно-белого кино. Первые послевоенные годы, бежавший из эшелона с политзаключенными несчастный зэк (Дмитрий Ульянов), идущие по его следу энкавэдэшники, жители деревни, пытающиеся помочь арестанту. От старосты (Владимир Гостюхин) и до подростка Шурки (этот персонаж в исполнении Коли Спиридонова, альтер-эго самого автора) – все одновременно и герои, и жертвы. Волчья стая – это стая и в буквальном, и в фигуральном смысле: арестанта преследуют люди, которым милосердие несвойственно. Зато оно присуще людям, которые пытаются спасти обреченного, несмотря на то, что рискуют своей свободой. Это честная картина, трудная для просмотра, апеллирующая к эмоциям, к сопереживанию и выстроенная с соблюдением всех законов интриги.

Интересно, что и зрители, и жюри во главе с Игорем Масленниковым отметили нерв и напряженную динамику фильма, проигнорировав классические экранизации по Чехову («Иванов») и Салтыкову-Щедрину («Господа Головлевы»). Впрочем, и фильмы на современном материале не пользовались особым спросом. Впервые никак не была отмечена последняя картина Станислава Говорухина «…В стиле jazz», хотя на нее и устраивали дополнительный сеанс ввиду ажиотажа, привычного для фильмов этого мастера. Но милыми «безделушками» с невнятной литературной первоосновой сегодняшнего зрителя не удивишь. Потому, например, фильм Игоря Копылова «Не скажу» с модными Лизой Боярской и Максимом Матвеевым вызвал несколько агрессивную дискуссию между авторами и зрителями. Актерская пара – в топе, диалоги – современны, обнаженка присутствует, а драматургического конфликта нет. Впрочем, Боярскую все же отметили призом за лучшую женскую роль. В аналогичной мужской номинации победителем стал Андрей Ташков за работу в фильме «Три женщины Достоевского».

В конкурсе документальных фильмов хотелось бы отметить «Читая «Чевенгур» (приз «за лучший неигровой фильм») известного документалиста Владимира Герчикова и картину дебютанта Павла Мирзоева «Эмка Мандель с Колборн-Роуд, 28» (диплом «за ценное документальное свидетельство о человеке»).

Картина Герчикова уже отмечена национальной премией «Лавр» в области неигрового кино и телевидения. «Прослаивая» контекст фрагментами из великой антиутопии Андрея Платонова, режиссер добивается эффекта мистерии на фоне загадочной местности под названием «Кучугуры». Красный террор, стоицизм деревенских, жуткие свидетельства времен продразверстки, колоритный мужичок, что ненормативом владеет как дышит, – все вместе оправдывает представление о Платонове как о гениальном документалисте, предвидевшем многое в судьбе своей многострадальной родины.

Семь дней перед тяжелой операцией – время, что проводит зритель с легендарным Наумом Коржавиным, героем картины Павла Мирзоева «Эмка Мандель с Колборн-Роуд, 28». Одному из ярких представителей диссидентского движения в СССР, поэту и прозаику, сегодня 85 лет. Когда-то его вытолкнули в эмиграцию, и сегодня камера показывает нам быт писателя, которого называли первой любовью послевоенной России, на чужбине. «Мне не хватает общения…» – камертон фильма, ценного и кадрами любительских съемок, где можно видеть Наума Коржавина на вечере в МГУ в 1988-м, и свидетельствами друзей. О Коржавине говорят Бенедикт Сарнов, Владимир Войнович, Олег Чухонцев. Человек-эпоха, он сохранил родину в себе, а горемычная родина сегодня испытывает колоссальный дефицит личностей равновеликого масштаба.

Отрадно, что впервые на фестивале провели конкурс анимационного кино. И литературно-музыкальная фантасмагория «Хармониум» Дмитрия Лазарева по произведениям Даниила Хармса заслуженно была удостоена приза имени Александра Алексеева за лучший анимационный фильм. Тот случай, когда экранизация абсолютно аутентична первоисточнику.

"