Posted 20 марта 2005,, 21:00

Published 20 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Взгляни, и мимо!

Взгляни, и мимо!

20 марта 2005, 21:00
К сегодняшнему дню открылись все главные выставки международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии». Получился ядреный коктейль из гламура, глянцевого скандала и вкраплений дореволюционного и советского китча. Настоящей жизни и настоящего искусства в этот коктейль явно недолили.

На приеме, устроенном в ГУМе по случаю открытия фестиваля, наблюдалась удивительная картина. По главной линии главного московского универмага были расставлены стенды со снимками из модных журналов. Светская публика нашла себе достойное развлечение – гости фотографировались на фоне глянцевых снимков, будто это какие-нибудь пальмы или цветастые обои. Сами по себе гламурные фотографии никого не интересовали (не обсуждать же всерьез композицию снимков «Плейбоя»!), их изучали, руководствуясь девизом Данте: «Взгляни, и мимо!». Почти все западные выставки на фестивале именно так и смотрятся (особенно знаменитые календари Pirelli). У глянцевых обоев (будь то современные картинки с моделями или антикварные снимки голливудских знаменитостей 30-х годов Хорста П. Хорста) имеется какая-то аура стиля, которая затягивает зрителя и заставляет его соответствовать изображению или, наоборот, противостоять ему. Снимки «нормальных» людей на фоне модных фотографий очень напоминают туристские кадры, которые получаются в залах с греческими статуями: живой человек рядом с окаменевшим идеалом выглядит всегда привлекательней.

Как бы то ни было именно «фоновость», декоративность и гедонизм модной фотографии стали той точкой отсчета, с которой начинается исчисление стиля (а точнее – «стильности»). Доведенная до абсурда в своей красоте такая фотография становится китчем. Лучше всего это показывает шикарная выставка дореволюционных открыток в Музее современного искусства (проект «Красиво жить не запретишь»). Здесь подарочные картинки с наклеенными на них волосами (чтобы девушка жизненней смотрелась), со вставленными собачкам и кошечкам стеклянными глазками, с крыльями амуров, раскрашенными золотом. Все это выглядит банальностью в квадрате, пошлостью, закамуфлированной под обыденность. В другом своем – советском и возвышенном – варианте та же банальность предстает в экспозиции «Катя и Коля в доме и школе», подготовленной Михаилом Сидлиным. Он нашел наглядные пособия для изучения английского языка в 1960-е годы, на которых фотографы превратили элементарные действия школьников в иконы школьных будней. Однако сегодня раскрашенные кадры, на которых девочка с напомаженными губами натягивает колготки, а мальчик забирается на кровать («Коля идет спать»), смотрятся по меньшей мере двусмысленно.

Гламурный фон начинает мстить и выкидывать разные фортели на снимках скандалиста Джоэля Питера Уиткина (его выставка начала работу в Московском доме фотографии). Уиткин делает те же самые постановочные снимки, что и модные фотографы, только вместо длинноногих моделей берет моделей без ног, уродцев и гермафродитов. Эдакая фотокунсткамера, пародирующая идеалы женских журналов. Именно Уиткин, самолично приехавший в Москву, и превратился в подлинную звезду нынешнего смотра: журналисты набросились как на спасителя в море глянца. Но тут же попались на крючок – Уиткин пустился объяснять, как красивы его снимки, расшифровывать их тайные знаки и говорить об их «высокой гуманности». Уиткин выглядел скорее горьковатой корицей поверх кремового торта гламура.

Фотофестиваль продлится до середины апреля. В погоне за стилем и модой XXI века любителям фотографии важно не пропустить, возможно, лучшую экспозицию смотра – «Стильные люди. Круг Родченко» (в Музее современного искусства). Маяковский, Лиля Брик, Варвара Степанова, Александр Родченко являют исключительный маскарад типажей 20-х – начала 30-х годов. Здесь видно, так выглядели, вели себя тогдашние репортеры, режиссеры и художники-авангардисты. В ней, как нигде больше, имеется заряд настоящего искусства.

Как видно по фестивалю, хранителями и законодателями стиля оказываются совсем не журналы, модели или рекламные плакаты, а их создатели. Совершенно точно, лет через пятьдесят стиль нашего времени будут оценивать вовсе не по глянцевым снимкам, развешанным в ГУМе, а по тем самым портретам зрителей, которые захотели снять себя на модном фоне.

"