Posted 21 февраля 2016,, 10:14

Published 21 февраля 2016,, 10:14

Modified 8 марта, 03:03

Updated 8 марта, 03:03

Беженцев наградили «Золотым медведем»

Беженцев наградили «Золотым медведем»

21 февраля 2016, 10:14
На Берлинском фестивале объявлены победители

«Жителям Лампедузы посвящается», - произнес со сцены Фестивального Дворца Берлинале итальянский режиссер Джанфранко Рози, автор фильма «Море в огне», когда Мерил Стрип, председатель жюри, передала ему главный приз фестиваля - «Золотого медведя».

Впервые Берлинский фестиваль вручает главную награду документальному фильму. В этом, однако, не было ничего неожиданного. С самого начала было ясно, что если в игровой конкурс был отобран в порядке исключения документальный фильм, значит, этот фильм очень значительный. После премьеры предположения подтвердились, главный претендент на победу определился – это актуальнейший фильм «Море в огне» про беженцев из Африки, нелегально добирающихся до благословенной Европы через остров Лампедуза, расположенный между Сицилией и Тунисом. И зрители, и пресса встретили фильм долгими овациями. Полтора года провел на острове Рози со своей съемочной группой, фиксируя человеческие трагедии, отчаяние, страх, гнев, беспомощность, надежды, сочувствие, солидарность, каждодневные героические усилия итальянских спасательных служб – до острова Лампедуза добираются далеко не все…

На закрытии фестиваля много говорили о проблеме беженцев, которая сейчас разрывает Германию, благодарили участников фестиваля, собравших значительную сумму им в помощь. Что касается фильма Рози, политическая актуальность вовсе не является его единственным достоинством, это весьма качественная, прекрасно снятая, драматургически выстроенная и вполне зрелищная драма.

Жюри распределило все остальные награды фестиваля между фильмами (всего их было 18), более или менее их заслуживающими. Поскольку шедевров среди них не было, то любое решение было бы приемлемым. Например, вот это. Тунисский фильм «Хеди», который полюбился фестивальной публике своей теплотой, искренностью, живостью, получил две заслуженных награды. За лучший дебют – режиссер Мохаммед Бен Аттиа. За лучшую мужскую роль – Маджид Мастура, сыгравший психологически тонко, на полутонах, что совершенно нетипично для арабского кинематографа, роль скромного клерка, задавленного жизнью, который однажды решил взбунтоваться.

Ведущая церемонии закрытия, популярная немецкая актриса Энгельке Анке, спросила у директора Берлинале Дитера Косслика, какое из событий фестиваля для него было самым памятным. «День, начавшийся в 8.30 утра просмотром фильма Лава Диаса продолжительностью в восемь с половиной часов, который плавно перешел в вечер. С утра пришлось томиться в вечернем костюме», - ответил г-н Косслик.

Получая «Серебряного медведя» за «открытие новых перспектив в киноискусстве», автор филиппинской киноэпопеи «Колыбельная скорбной тайне», просмотр которой выдержали немногие и которая одной своей медитативной бесконечностью была обречена на приз, поблагодарил Косслика за риск включить «восемь с половиной» в конкурсную программу, жюри за снисходительность, зрителей за терпение. «Если вы все такие хорошие, - добавил Лав Диас, - есть надежда, что искусство кино еще не умерло».

На парад звезд и нарядов церемония закрытия 66-го Берлинского кинофестиваля не очень походила. Кроме той же Энгельке Анке, одетой в легкомысленную оранжевую распашонку, все дамы, начиная с Мерил Стрип и ее коллег по жюри, а также лауреаты и лауреатки были в черно-сером, и даже Дитер Косслик сменил традиционный красный шарф на строгую черную бабочку.

В скромном черном были и датская актриса Трине Дирхольм, награжденная «Серебряным медведем» за исполнение в фильме Томаса Винтерберга «Коммуна» роли Анны, по чьей инициативе дом покойного отца ее мужа превратился в склочное коммунальное общежитие. И Миа Хансен-Лав, названная лучшим режиссером – «Серебряный медведь» за фильм «Будущее» (Франция-Германия), где будущее всегда уверенной в себе и во всем ее окружающем дамы-философа (Изабель Юппер) представляется неясным, после того, как ее покинул муж.

Поскольку география конкурса была весьма обширной, такой же обширной оказалась и география лауреатов. Помимо уже упомянутых Италии, Туниса, Филиппин, Дании и Франции, в число лауреатов попали Босния, Польша и Китай.

Выдающаяся изобразительная сторона фильма Янг Чао «Перекрестное течение», о магических красотах великой реки Янцзы, о мифологических образах китайской культуры, не могли не быть замечены жюри, которое решило вручить «Серебряного медведя» оператору-постановщику фильма. Марк Ли Пин-Бин получил приз «за художественный вклад в киноискусство».

Приз за лучший сценарий жюри вручило Томашу Василевскому, который является также и режиссером фильма «Соединенные Штаты Любви».

Гран-при 66-го Берлинского фестиваля увезет в Боснию Данис Танович, неоднократный участник Берлинале («Эпизод из жизни сборщика металлолома»), за политическую сатиру – картину «Смерть в Сараево».

"