Posted 20 февраля 2012,, 20:00
Published 20 февраля 2012,, 20:00
Modified 8 марта, 05:51
Updated 8 марта, 05:51
«Итоги», родившиеся в 1964 году и с тех пор, не взирая ни на какие обстоятельства, не пропустившие ни одного сезона, выставка уникальная. Только здесь можно увидеть образ спектакля, еще не «населенного» актерами, не озвученного их голосами. Иногда и не осуществленного в реальности, а лишь нафантазированного в объемах и пространствах. Заглядывая в волшебную коробочку макета, невольно начинаешь придумывать движение пьесы в лицах. Есть в этом созерцании и нечто детское: крошечные фигурки, мебель размером с мизинец, цвета, перспективы – во все это хочется поиграть. Недаром на вернисаже непременно бывают детишки, в основном, конечно, отпрыски самих художников, но не возбраняется и другим – получат удовольствие.
Нынешняя экспозиция, как обычно, дает широкую картину театральной жизни страны. Но тенденция такова, что среди действующих лиц современного российского театра все больше становится художников в самом активном возрасте – еще молодых, но уже опытных. Здесь эскизы костюмов Натальи Войновой к «Будденброкам», макет Алексея Кондратьева к спектаклю театра «Ленком» «Пер Гюнт» и эскизы костюмов Ирэны Белоусовой, работа Николая Симонова в спектакле МХТ «Мастер и Маргарита», макеты Виктора Шилькрота к «Зойкиной квартире» Ярославского театра им Волкова и «Скупому» в Новосибирском театре «Глобус», макет Веры Никольской к спектаклю Театра имени Вахтангова «Прощальные гастроли». А рядом уникальный камерный проект старейшины цеха Татьяны Сельвинской «Леди Шекспир», работы знаменитых Бориса Мессерера, Владимира Арефьева, Юрия Харикова.
Самое любопытное, наверное, это разновозрастные тандемы режиссер-художник. Молодая Мария Трегубова работает с именитым Валерием Фокиным («Ваш Гоголь» в Александринке), а маэстро Сергей Бархин – с Миндаугасом Карбаускисом («Будденброки», РАМТ). Две работы Юрия Гальперина – макеты к спектаклям «Дядюшкин сон» и «Канкун» – сам художник уже не монтировал к этой выставке, он ушел из жизни летом 2011 года.
На нынешних «Итогах сезона» впечатлил не только возрастной диапазон участников, но и разнообразие манер и стилей. Инсталляция в самом современном духе органично соседствует здесь с классическими формами, и ни что ни с чем не спорит, ибо подавляющее большинство работ обладает достаточно высоким художественным качеством. Не все предшествующие выставки могли похвастаться таким результатом, но этой явно повезло.