Posted 20 февраля 2012,, 20:00

Published 20 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:51

Updated 8 марта, 05:51

«Дягилевские сезоны» в Испании

«Дягилевские сезоны» в Испании

20 февраля 2012, 20:00
В минувшую пятницу в Мадриде открылась выставка «Русские балеты Дягилева (1909–1929). Когда искусство танцует с музыкой». Экспозиция, представленная в залах выставочного центра Caixa Forum, составлена из экспонатов коллекции Лондонского музея Виктории и Альберта, крупнейшего в мире музея декоративно-прикладного искусст

Это уже вторая большая выставка, посвященная великому русскому импресарио, театральному и художественному деятелю, которая открывается в Испании за последние полгода. Предыдущая проходила с 4 октября по 15 января под крышей старейшего в Европе университета, в рамках культурной программы перекрестного года Россия – Испания, и называлась «Русские балеты Сергея Дягилева и их влияние на арт-деко». Большую часть экспонатов для той выставки предоставил Государственный центральный театральный музей имени Бахрушина.

Нынешняя выставка, которая будет работать всю весну, посвящена деятельности легендарной балетной компании «Русский балет Дягилева», основанной в 1911 году и оказавшей огромное влияние на развитие и эволюцию хореографического искусства и европейской культуры в целом. Русские танцовщики с успехом выступали на лучших сценах Парижа, Лондона, Рима, Женевы, Мадрида, Нью-Йорка, но особую любовь и преданность «неистовой» публики они снискали во Франции и Великобритании.

Костюм клоунессы к балету «Шут» по эскизу Михаила Ларионова (1921г.)

Все выставочное пространство, как, кстати, и на московской выставке, задрапировано черным, подчеркивающим уникальность и неподражаемость русского балета, которому сам Дягилев, его танцовщики, хореографы, художники и музыканты служили беззаветно и преданно. С самого начала существования труппы они старались раздвинуть рамки классического балета, не боялись экспериментировать с танцевальными, музыкальными и художественными формами. Над декорациями и костюмами дягилевских балетов работали такие выдающиеся фигуры, как Бакст, Бенуа, Пикассо, Матисс, Дирен, Коко Шанель, которые, как будто кружась в вихре танца вместе с балеринами и танцовщиками, отдаваясь на волю движению, создавали уникальные, авангардные вещи для уникальных же балетных постановок, но которые, в конечном счете, стали отдельными арт-объектами. Название выставки обыгрывается привезенными в Мадрид оригинальными костюмами, созданными и расписанными Анри Матиссом, Николаем Рерихом, русскими художниками-авангардистами Наталией Гончаровой и Михаилом Ларионовым к балетам «Песнь соловья», «Садко», «Жар-птица», «Шут» и другим. Среди экспонатов – пуанта и сапожок балерины; письмо, написанное Сергеем Дягилевым; афиши и портреты блистательных балерин Анны Павловой, Тамары Карсавиной. В зале звучит фортепианная музыка, под которую демонстрируются две уникальные немые кинозаписи, одна запечатлела минутный фрагмент выступления легендарной труппы в Швейцарии. Великий антрепренер запрещал снимать свои спектакли.

Интерес испанцев к дягилевскому наследию не случаен. Во время Первой мировой войны, охватившей Европу в 1914–1918 годы, балетная труппа на несколько лет нашла приют именно в Испании, где ей покровительствовал большой поклонник русского балета король Альфонсо XIII. По словам куратора выставки в Мадриде Джейн Притчард, «особая задача этой выставки – обратить внимание широкой публики на роль Испании в истории «Русских балетов». Дягилевский коллектив много выступал в Мадриде, Барселоне, Сан-Себастьяне, где состоялись балетные премьеры («Менины» и «Кикимора» на музыку Габриэля Форе). С «Русским балетом» сотрудничал не только Пикассо, но и многие другие испанские художники. В частности, Мануэль де Файя, Хуан Грис, Хоан Миро, Хосе-Мария Серт, Исаак Альбенис.

"