Posted 20 февраля 2011,, 21:00

Published 20 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 02:12

Updated 8 марта, 02:12

Актер Эммануил Виторган

Актер Эммануил Виторган

20 февраля 2011, 21:00
На минувшей неделе артисты Театра Маяковского направили художественному руководителю Сергею Арцибашеву письмо, в котором попросили его уйти со своего поста. Напомним, коллектив театра возмущен репертуарной политикой последних лет, а также жалуется на бедственное положение хозяйственной части. В среду состоялся экстренн

– Эммануил Гедеонович, в Театре Маяковского произошли события, которые вы предрекали еще в 2006 году, когда увольнялись из театра. Наконец, труппа собралась и решила высказать недовольство своему художественному руководителю. Для вас это значимая новость?

– У меня нет торжества по поводу случившегося. Все мы живые люди. Мы живем определенное количество лет, которое нам предназначено, и каждый живет по-своему. Руководитель Театра Маяковского живет по своим правилам, по своим законам, которые меня лично не устраивали, и я ушел. Все остальные наши первачи остались. И дай им Бог здоровья и всего самого-самого наилучшего, естественно. Я с удовольствием бы сказал, что ошибался, когда покидал театр, потому что там остался огромный коллектив, который я бесконечно уважаю, с которым работал двадцать с лишним лет… Но все же у меня нет торжества по поводу случившегося: мол, наконец-то, ребята собрались и сказали все, что думают… На мой взгляд, безусловно, это надо было делать раньше. Безусловно! И то, что Арцибашев небесталанный человек, – это тоже безусловно. Если бы его вовремя остановили и направили в иное русло, то сегодня столь экстренных событий не произошло бы…

– Кто бы его «направил»? Артисты?

– Не только артисты, но и Управление культуры… Ведь талант Арцибашева, как художника и как режиссера, был мощным для его Театра на Покровке. И это проявлялось. Думаю, что если бы Сергей оставался там, то все было бы в порядке, и этот экстренный сбор труппы не случился бы. Но в Театре Маяковского на него обрушился колоссальный объем работы. Ведь здесь не только основная сцена, но и филиал, и черный зал театра, плюс Арцибашев сохранил за собой и «Покровку». Конечно, масштаб совершенно колоссальный!

– В прошлом году аналогичный конфликт произошел в Театре Станиславского. Может быть, конфликты – в театральной природе? Или не хватает роли профсоюза?

– К сожалению, так устроено наше государство: в бывшие времена у нас профсоюз еще играл какую-то роль – от малого коллектива до большого – к нему прислушивались во всех инстанциях. А сейчас профсоюз, не в обиду будет сказано, не может заставить правительство или президента изменить какое-то мнение.

– А при Гончарове в советские времена было иначе?

– При Гончарове никто пикнуть не смел. И атмосфера в театре была другой. Андрей Александрович был человеком театра, и этот дом был для него единственным домом в жизни. Я думаю, что одна из причин его ухода из жизни была в том, что он в последнее энное количество лет не создал ни одного спектакля такой мощи и масштаба, какие он делал до сих пор. Вот вам и художники. Все запланировано: взлеты и падения. А вообще Театр Маяковского – очень мощный по художественным руководителям. Мейерхольд, Охлопков, Гончаров. Никто гвоздя без их разрешения не мог вбить… И сейчас, когда встречаю своих бывших коллег, все вспоминают Гончарова с удовольствием.

– Я заметил: в холле вашего культурного центра висят фотографии легендарных артистов и режиссеров Театра Маяковского. И кажется, это те самые снимки, которые вы обнаружили на задворках театра?

– Да, это они. Это их я вытаскивал из кучи строительного мусора. У нас ведь по всем ярусам была вывешена история театра. И какие там только артисты не работали! В итоге портреты были выброшены во двор под дождь. Я случайно это увидел и о-зве-рел. К сожалению, я не спас очень много фотографий. Но те, что спас – те висят у меня. И кое-что лежит, потому что надо их обрабатывать. Это все произошло с приходом Арцибашева. И тоже явилось одной из главных причин моего ухода. Я не выношу, когда люди неблагодарны друг другу.

"