Posted 20 февраля 2011,, 21:00

Published 20 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:35

Updated 8 марта, 06:35

Хучи-кучи-юбилей

Хучи-кучи-юбилей

20 февраля 2011, 21:00
В пятницу в столичном «Крокус Сити Холле» группа «Чиж и компания» отыграла юбилейный концерт в честь своего лидера Сергея Чигракова. Сверхпопулярный в середине 90-х коллектив в последнее время исчез из поля зрения, что только подогрело интерес к концертам. 6 февраля, непосредственно в день рождения Чижа, группа показал

Зал был заполнен до отказа. Ни ударившие холода, ни само расположение «Крокуса» (за МКАДом), ни мягкие кресла, не слишком подходящие для рок-концерта, не повлияли на аншлаг. Группу Deep Purple у нас в этом году не ждут с таким пиететом, с каким ждали Чигракова с компанией. По реакции зала (ободряющие выкрики, танцы в проходах, совместные песнопения) можно было предположить, что Чиж фонтанирует альбомами, напичканными хитами, как минимум раз в полугодие. Увы, это не так. Ставший одним из лучших, если не лучшим рок-героем 90-х, в последние годы он значительно снизил свою активность: в памяти лишь прошлогодний совместный проект с Евгением Маргулисом, в рамках которого два рок-блюз-мэтра записали песни молодого дарования по имени Ромарио. Чиж признается в некоторых проблемах с алкоголем и в творческом застое.

Юбилейные концерты могут дать Чигракову новый импульс, поскольку отчетливо показали, что песни его не устарели, группа востребована и выступает на высоком уровне. Сложности же возникают, вероятно, из-за того, что «Чиж и компания» не настолько хорошо вписаны в конъюнктуру шоу-бизнеса. Хорошей иллюстрацией этого стали поздравления Чижу с юбилеем, прозвучавшие не вживую со сцены, а в записи: в самом начале публике показали ролики с участием Олега Гаркуши, Князя и «Короля и шута», Насти Полевой, Олега Митяева (пожелавшего «лишь бы не было войны»), Бориса Гребенщикова и многих других. Хотя, по большому счету, песни Чижа стали настолько народными, что, будь он или его менеджмент покоммуникабельнее, к 50-летию сделали бы грандиозный трибьют-проект (кто же откажется записать свои версии симпатичных чижовских песен?). А там, глядишь, и звание какое-нибудь, а то и орден получил бы. Но, похоже, Чиграков совсем не конъюнктурщик и довольствуется пацифистским значком в качестве собственного логотипа.

Поклонники, рассаженные в непривычные для себя красные уютные кресла, поддерживали рок-атмосферу как могли: «Серега, давай!», «Руби!». Выкрикивали названия песен, а когда в ходе концерта образовывалась заминка (Чиж не мог отказать тем, кто, поднося ему между песнями цветы, бестактно требовал автограф), всеобщее скандирование и вовсе превращалось в приятно-домашнее «С днем рож-де-нья!». Да еще и сопровождалось всеобщим вставанием.

Концерт шел с антрактом. В первом отделении Сергей выступал в акустике и без своей компании. Сначала несколько песен за роялем: «В старинном городе Обломове», «Динамовский вальс», «На кухне мышка уронила банку…». Переход к акустической гитаре был встречен овацией. Собственно, публика была настолько чутка, что практически любое нестандартное движение Чижа и любой звук, отличный от студийных записей, вызывали бурю восторга.

Под гитарное исполнение попали «Менуэт», «Блюз на сваях», «Успокой меня глазами…», «Прогулка по Одессе». Чиграков элегантно балансировал между романсами, «блюзообразными» композициями и песнями а ля русские народные, периодически, однако, сваливаясь в блатняк. Русско-шансонистую риторику наш народ любит, наверное, на генном уровне, поэтому особых оваций была удостоена лесоповальная песня «Кругом тайга» о тяжкой тюремной судьбинушке и неудачном побеге. И ладно бы она музыкально была тонко вписана в остальное творчество Чижа, базирующееся на ценностях вроде «Я занимаюсь любовью, а не войной» или «Когда кидает любовь, остается блюз». Ан нет: «Кругом тайга и буууурые медвееееди!» – и по тексту, и по подаче ни дать, ни взять – Михаил Круг или, того хуже, ранний Стас Михайлов. Для Чижа, впрочем, песня тоже ранняя – 1994 года.

Второе (электрическое) отделение оказалось более рок-н-ролльным: Hoochi Coochi Man, «Полонез», «Проводница», «Урал-байкер-блюз», «Молодость», «День рожденья, блин, раз в году», антисоветские частушки «Ой, хочу чаю», обязательный «Фантом» и непременная антипопсовая баллада «О любви». Без просвистевшей пули тоже не обошлось. Слезный «Перекресток» – уже в самом конце, на бис.

Не сказать, что новых песен у Чижа совсем нет. «Береженого Бог бережет» – одна из тех композиций, которые группа катает по стране уже не первый год, но по причине того, что с альбомами в последнее время как-то не складывается, студийной записи до сих пор нет. Песня, кстати, абсолютно в стиле группы, и принимают ее хорошо. Так что, нечего, Сергей Николаевич, отлынивать от работы, которая по совместительству является и немаловажной общественной миссией.

Миссия Чижа, кстати, с высоты последнего десятилетия выглядит гораздо более существенной, чем представлялась тогда, в 90-е. На «Чиже и компании» выросло практически целое поколение – эдакий постсоветский рок. Борьба с системой – теперь уже только в воспоминаниях, но общественная значимость песен, особенно антивоенных, еще не утратилась. Чиграков, словно талантливый художник-реалист, просто рисует время, в которое живет. «Стал делать деньги вчерашний бунтарь и вчерашний певец… И вроде бы он не предатель, он по-своему прав» – это довольно точный портрет того поколения, становление которого завершилось с падением железного занавеса.

"