Posted 20 января 2015,, 21:00

Published 20 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:52

Updated 8 марта, 03:52

Детство императора

Детство императора

20 января 2015, 21:00
В Михайловском замке Русского музея проходит выставка «Великий князь Павел Петрович», повествующая о детских и юношеских годах будущего императора Павла I. Живописные произведения и графические листы, предметы декоративно-прикладного искусства и материалы, связанные с биографией великого князя, не просто рассказывают о

В середине XVIII столетия на месте Михайловского замка находился Летний дворец Елизаветы Петровны, построенный по проекту Бартоломео Растрелли и служивший парадной императорской резиденцией. Именно в его стенах 20 сентября 1754 года появился на свет первенец Петра III и Екатерины II.

На рубеже XVIII и XIX веков строение было снесено «за ветхостью», а на его месте по заказу Павла, в ту пору уже императора Всероссийского, воздвигли Михайловский замок, где в ночь с 11 на 12 марта 1801 года Павел будет убит заговорщиками в собственной опочивальне. Если верить легенде, связывающей строительство замка с желанием Павла «умереть там, где родился», прихоти его суждено было материализоваться самым зловещим образом…

«В день Богоявления увидел великий князь нищего; испугался, – живописуют «Воспоминания великого князя Павла Петровича о жизни его с 1755 по 1761 год, записанные с его слов С.А. Порошиным в 1764–1765 годах», – лег в постель и приказал закрыть окна, и после чего боялся нищих, однако скоро прошло…» Семен Порошин – один из воспитателей цесаревича, литератор, человек по тем временам исключительно просвещенный и начитанный.

Страницы воспоминаний полны трогательных, очень человечных подробностей: «Весьма любил всяких тварей: собачек, кошечек и тому подобных, особливо кошек…», «Из Летнего дворца через несколько времени поехали в Петергоф. Его высочество жил ныне под орлом, радовался и прыгал, что жил на новой квартире…»

Детские портреты Павла Петровича конца 1750-х – начала 1760-х годов принадлежат как кисти неизвестных художников, так и крупнейшего московского портретиста Федора Рокотова, и основоположника русской исторической живописи Антона Лосенко. Первый русский живописец «из немцев» Карл-Людвиг Христинек изобразил цесаревича в костюме кавалера ордена Св. Андрея Первозванного, а французский художник Никола-Бенжамен Делапьер – в адмиральском мундире (1769).

«Мой дорогой сын, – гласит находящаяся в одной из витрин записка на французском языке, написанная в 1776 году рукой Екатерины II. – Вы отдадите мое письмо королю Пруссии при Вашей первой встрече с этим монархом. А те принцу и принцессе Вюртембергским после того, как Вам будет дано слово, и Вы получите ответное. Возвращайтесь поскорее живым и здоровым, и пусть Вам поможет благословение небес».

Один из самых «сердцещипательных» экспонатов выставки – деревянный конь-качалка из собрания Петербургского музея игрушки. Художественные «опыты» будущего императора представлены рисунком «Женская голова в тюрбане с эспри», выполненным в 1764 году с помощью сангины; литературные – рукописью сочинения «Бред», предоставленной Государственным архивом РФ.

Остается добавить, что в столь полном объеме художественные и исторические материалы к биографии великого князя Павла Петровича можно увидеть впервые.

"