Posted 20 января 2015,, 21:00

Published 20 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:52

Updated 8 марта, 03:52

Конец света – это другое

Конец света – это другое

20 января 2015, 21:00
В январе в ограниченном прокате можно увидеть «практически идеальное апокалиптическое кино» – таково мнение критиков, впервые увидевших «Последние часы» на Международном кинофестивале в Мельбурне. Резонанс, произведенный малобюджетной картиной австралийца Зака Хилдитча, был таким впечатляющим, что фильм был отобран уже

Учитывая настроения в российском обществе в связи с финансово-экономическим коллапсом и общим пессимистическим камертоном, картина приходится очень кстати.

Да и в качестве тренда «апокалиптика» как жанр возвращается время от времени. В истории кино были годы, когда катастрофа рассматривалась исключительно как «антиядерная драма» (еще Стэнли Крамер в далеком 1959-м снял «На берегу») и когда она становилась аттракционом, шоу. Когда уже не ядерная война являлась причиной гибели планеты, а всевозможные встречи с кометой, астероидом либо глобальным вирусом. То были масштабные голливудские блокбастеры, и в этом списке можно вспомнить и «Столкновение с бездной», и «Послезавтра», и «2012».

Меньше всего следует ожидать от «Последних часов» эффекта какого-нибудь «Армагеддона». Скорее «Нити» и его телеремейк, снятый совместно Австралией с США в 2000 году. А с другой стороны, новый виток тренду не так давно обозначил Ларс фон Триер со своей «Меланхолией».

«Последние часы» Зака Хилдитча сняты в солнечном Перте, в западной Австралии. За кадром остается тот факт, что международная операция по предотвращению столкновения Земли с астероидом Немезис-12 завершилась неудачей. И столкновение произошло в северной части Атлантики… Обо всем этом зритель узнает от радиодиктора, чей отстраненный голос сопровождает героя. Неважно, что мобильной связи уже нет, а человек с радио находится на рабочем месте. Ему просто не хочется бежать от неизбежного. «Канады… Мексики… Западной Европы больше нет… Их нет», – произносит голос. Континенты исчезают один за другим, и через 12 часов придет черед Австралии. Но экшн-спецэффектов в фильме нет, а есть драма выбора и преодоления, когда люди проявляют себя очень по-разному. Сильный, но деморализованный происходящим мужчина может получить урок мужества от маленькой девочки, и та в их последнем путешествии одним своим присутствием сохранит в нем человеческое. Потому что на их пути можно увидеть и насилие, и безумие, и отчаяние, так как все ограничения и запреты сняты. На волю выпущены самые низменные инстинкты… Где-то проходит последняя, хаотичная и безумная вечеринка на Земле, где-то улицы и дома уже опустели, кто-то не захотел ждать конца света и окончил свой земной путь самостоятельно.

В картине есть трезвое понимание, что отсрочки не будет и никакие бункеры не спасут, и при этом сильный эмоциональный месседж, что нельзя раскисать и становиться животными тоже нельзя. Джеймс (сыгравший его Нэйтан Филлипс удостоен приза за лучшую мужскую роль на МКФ фантастического кино в Ситжесе, Каталония) понимает, что, случайно встретив маленькую Роуз (перспективная юная Ангури Райс), нужно изменить что-то в себе, не уподобиться двуногим, что заселили мир в его последние часы.

Ценно у Хилдитча то, что он не гонится за внешними эффектами, а может добиться ощущения ужаса негромким, но соответствующим моменту саундом, неподдельно драматической игрой актеров, вот этим радиоголосом, философски-печально обращающимся к еще живым, но обреченным землянам. Главное здесь, конечно же, психология и поступки. Которым еще остается место, даже на краю.

Как жить до апокалипсиса, если знаешь, что и память о себе оставить будет некому? Пустые дома, раскрытые в них фотоальбомы с картинками прежней жизни, случайные встречные, и… движение, несмотря ни на что, все равно движение. Потому что ребенку врать грешно, потому что, если можешь довезти ее до условленного места встречи с ее отцом, сделать это обязан. Удивительно крепкий актерский дуэт работает в этом роуд-муви на неизбывную апокалиптическую тему. Картина Хилдитча цепляет умело, но она сделана не «с холодным носом», и в этом ее главное достоинство.

"