Posted 20 января 2014,, 20:00

Published 20 января 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:50

Updated 8 марта, 04:50

Размазать по экранам

Размазать по экранам

20 января 2014, 20:00
Выставка «Ван Гог. Ожившие полотна» подается как новое слово в восприятии искусства. Знаменитые картины художника переведены в цифровой формат и проецируются на огромные экраны. Зрители оказываются посреди живописной массы великого голландца. Еще до официального открытия эта экспозиция собирала толпы желающих приобщить

«Навсегда поменяйте представление о том, что такое выставка. Приготовьтесь насладиться будоражащей симфонией цвета, света и звука и стать одним из тех, кто уже пережил мультисенсорный опыт», – гласит плакат, висящий перед входом в темный коридор бывшего фабричного цеха. Насчет мульти – это 40 высоченных натяжных экрана, которые стоят в двух залах под разным углом. На них проецируются репродукции картин Ван Гога, а также виды Парижа, Арля, клиники для душевнобольных и многочисленных писем художника к брату Тео. Все это происходит под нескончаемо льющуюся музыку с небольшим вкраплением титров о периодах творчества и биографических вехах гения.

Посетители гипнотически вертят головами: картины «переплывают» с одного экрана на другой, «оживают» с помощью нехитрой анимации (колышутся колосья, исчезают и появляются цветы яблонь), эффектные фрагменты увеличиваются до размеров трехэтажного дома. Чуть более часа требуется для охвата всего творчества художника и погружения в его полотна.

На открытии иностранные устроители заявляли, будто «ничто не сравнится с подлинниками, а шоу – лишь способ привлечь внимание к реальным вещам». Однако складывается ощущение, что такого рода зрелище – вообще не про музеи и картины. Вряд ли кто-то после сеанса немедленно побежит в Пушкинский смотреть «Красные виноградники в Арле». Скорее наоборот: вместе с такими затеями приходит конец музейной монополии на «визуальные ценности». На то, что именно в музеях и галереях можно увидеть шедевры прошлого и получить от них заряд на будущее. Вот, пожалуйста, разглядывайте мазки, палитру и композиции. Да еще под музыку и в движении, с бокалом шампанского.

Почему именно Ван Гог получил такую привилегию – открыть марафон «мультисенсорного опыта»? Причин как минимум три. Во-первых, раскрученное имя и образы. Сумасшествие, непризнанность при жизни, немыслимые цены на аукционах, «Подсолнухи» – самая узнаваемая картина постимпрессионизма... Во-вторых, фактурность картин. Они, с одной стороны, реалистичны, с другой – символичны и очень экспрессивны. Не случайно весь сеанс начинается с мазков, которые наносит на экран виртуальная кисть. Дальше эти самые мазки как «спецэффекты» будоражат чувства посетителей. В-третьих, редкость и недоступность подлинников. На Илью Репина такие очереди явно не соберешь. Вместо Ван Гога мог бы быть, конечно, Леонардо да Винчи. Но у него и биография сложнее, и образы многослойнее, и в поп-культуре он уже излишне растиражирован.

Очевидно, что таких проектов в скором времени будет великое множество. Не исключено, что мы получим новый выставочный жанр – экранные шоу музейных картин. И уже сейчас понятно, где подгорел «первый блин». При очень удачном и изобретательном репродуцировании работ (есть прямо-таки шедевры фотоувеличения), звуковой ряд должен быть изобретательнее. Когда все действо начинается с «Времен года» Вивальди, сразу понятен уровень показа. Само собой, надо предусмотреть зрительную логистику. Стоять в очереди на морозе, ожидая сеанса, не всякий согласится. Наконец, стоит быть смелее в визуальном плане. Это как с 3D в кино – либо ты чисто цифруешь картинку, либо изобретаешь новый сюжет и историю под новые средства (что отлично сделано в «Аватаре» или «Гравитации»). Именно тогда выставка не будет смотреться как альбом, увеличенный в сотню раз. Но в любом случае стоит поздравить Москву с получением заграничного ноу-хау. Может, и впрямь оно оросит наше музейное болото.

"