Posted 20 января 2010,, 21:00

Published 20 января 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:12

Updated 8 марта, 07:12

Сеанс черной магии с разоблачением

20 января 2010, 21:00
Хотя с 1900 года снято более двух сотен фильмов о самом знаменитом сыщике всех времен и народов, эта фигура продолжает вызывать огромный интерес. Только в Рунете содержится 9 млн. упоминаний его имени и еще 170 млн. – в англоязычной Сети. Успех фильма Гая Риччи «Шерлок Холмс» – новое подтверждение популярности героя Ар

Внешний облик великого детектива, каким он предстает в картине Риччи, несколько отличается от традиции, согласно которой Холмс обычно показывается безупречным и выдержанным джентльменом. Трехдневная небритость, беспорядок в волосах, круги под глазами, быстрая речь и участие в боях без правил, не говоря уже о слабости к женщине нелегкого поведения с памятным именем Ирен Адлер, – таков новый Шерлок в обаятельном исполнении Роберта Дауни-младшего, только что получившего за эту роль «Золотой глобус». Кое-кому даже почудилось сходство между ним и Эрастом Фандориным, которого несколько лет назад сыграл Олег Меньшиков в «Статском советнике», но эта его роль, увы, осталась недооцененной: нет пророка в своем отечестве.

Довольно очевидно, что режиссер ведет тонкую игру на подозрениях в гомосексуализме, окруживших пару Холмс-Ватсон с тех пор, как тема нетрадиционной сексуальной ориентации стала легальной. Никаких прямых намеков на это Риччи не делает, просто Холмс очевидно ревнует Ватсона (которого играет красавчик Джуд Лоу) к его невесте и даже пытается скомпрометировать ее в его глазах, за что получает в лицо содержимое бокала с красным вином, но не от друга, а от его пассии. Может даже сложиться впечатление, что Ирен Адлер нужна ему лишь для того, чтобы вызвать ответную ревность Ватсона. То, что все это – лишь игра со зрителями, а на самом деле герои ориентированы вполне традиционно, становится окончательно ясно только в финале.

Такая же игра ведется постановщиком и в главной, детективной линии фильма. Риччи отлично понимает, что распространение мистицизма и эсхатологических ожиданий возбуждает зрительскую веру во всевозможные чудеса – от экстрасенсорного восприятия до колдовства, левитации, телекинеза и воскрешения мертвых. Знает он и о том, что в кино сейчас популярны истории об ученых, которые сталкиваются с явлениями, не имеющими научных объяснений и в корне противоречащими научным представлениям. Один из наиболее ярких примеров – «Сонная лощина» известного визионера Тима Бертона, где исследовательские методы просвещенного героя в исполнении Джонни Деппа оказываются бессильны перед деревенской чертовщиной.

У авторов фильма, решивших обыграть эту ситуацию, было два пути. Первый – начав с кажущегося обыденным случая, свести рационалиста Холмса с чем-то страшным и непознаваемым. Второй – наоборот, сразу обрушить на зрителей вихрь загадочных происшествий, внушающих мысль о существовании сил темного мира, и только в финале дать рациональное объяснение невероятных с виду событий. Риччи и его соавторы пошли вторым путем. Холмсу противостоит лорд с говорящим именем Блэквуд – черный маг, убивший пятерых девушек, повешенный за это, но воскресший из гроба. Как и полагается крупномасштабному злодею, он лелеет планы захватить господство над миром, а для этого посредством своего сверхъестественного искусства сперва хочет уничтожить английский парламент – из чего (учитывая недавнюю реинкарнацию первого покусителя на эту святыню в фильме «V значит вендетта») следует, что призрак Гая Фокса снова не дает покоя кинематографистам. Соответственно великий сыщик срывает не только его коварные замыслы, но также и маску мага. Под ней обнаруживается мошенник, использующий, помимо ловкости рук, радиосвязь и отравляющие газы для того, чтобы навести на ясный день мистическую тень, возбудить ужас и пожать чудовищные плоды, рожденные сном разума.

Все это, без сомнения, выглядит на экране весьма эффектно, однако трудно не видеть, что экшн – не лучший жанр для сеанса разоблачения черной магии. Магия оказывается более зрелищной, нежели ее разоблачение, к тому же сделанное аудиовизуальной скороговоркой. Но обаяние фильма от этого не исчезает – не в последнюю очередь потому, что Риччи нет-нет да и заставит зрителя оценить запоминающуюся шутку. «Наша полиция никогда не упустит возможности упустить возможность», – меланхолически замечает Холмс, и он же, скрывшись от убийцы в облаке дыма, с изящной двусмысленностью отвечает Ватсону на вопрос, как ему удалось спастись: «Я просто пустил ему дым в глаза».

"