Posted 19 декабря 2012,, 20:00

Published 19 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:20

Updated 8 марта, 05:20

Убить пересмешника

Убить пересмешника

19 декабря 2012, 20:00
Перед праздниками Третьяковка решила порадовать посетителей остроумной выставкой «Украшение красивого». На ней предполагалось завести разговор о «киче и элитарности» в современном искусстве. Однако вся затея превратилась в сплошной стеб и передергивание наивного творчества советских людей. Ума и проницательности в этом

В первом зале зрителей встречают несколько ковров с «Тремя богатырями» и «Тройками». Все они поступили из некоего Музея традиционного творчества народов мира. И, судя по экспозиции, этому музею в Третьяковке устроили настоящий бенефис: вещи из него (а их невероятно много – от ковров до резьбы) явно выигрывают по сравнению с отобранным современным искусством. В том же зале кураторы поместили беглую аннотацию насчет того, что модернизм начала ХХ века отменил иерархию в искусстве и оправдал «массовую культуру». Дальше, правда, отношения между авангардом и кичем развивались драматично – от слияния до ироничного отторжения. Так или иначе устроители выставки заявили, что собираются ухватить нерв современного искусства, сопоставив «подлинные примитивы» с образцами «высокого» творчества.

Сказать откровенно, ни нерва, ни высокого искусства в следующих залах не наблюдается. Все остальное подобрано случайно по типу монтажа и остроумно придуманных лозунгов: «Артисты искусства», «Любимый образ», «Назад в природу»… К какой категории отнести работы Ивана Кругликова «Волосистый супрематизм», где автор выкладывает абстракции Малевича из меха? Для кича – слишком осмысленно, для высокого искусства – вторично. Ни то ни се. И такими иронично-бессмысленными работами наполнены все залы.

Фото: САЙТ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ

Художники 1990-х годов нередко просто дурачились – это нужно признать. И не искать глубокие смыслы в объекте Дмитрия Цветкова «Родной, убей авангардиста!» (в ящике разложены тряпичные гранаты и автоматы – типично цветковский «продукт»)(на фото). Тут же рядом лопата с носилками, расписанные под гжель, – вклад в народную идею Витаса Стасюнаса. В самом дальнем конце от лопаты – как некая реликвия – парчовая «завеса» Тимура Новикова, посвященная Оскару Уайльду. Или вот Валерий Кошляков живописует поверх киношных плакатов со «сладкими» парочками и сахарными лицами актрис и актеров (по его проходному проекту 1989 года «Украшение красивого» (на фото) и названа вся нынешняя затея). Понятно, что для постмодернистов наивные и фольклорные образцы были отличной мишенью для артистической иронии. Но выдавать такого рода передергивания за чистую монету высокого искусства – то же самое, что программу «Аншлаг» включать в золотой фонд Академии телевидения.

Говоря иначе, при всех ярких и интересных словах типа «кич», «наив», «элитарность», «авангард» авторы проекта не потрудились даже разъяснить, что каждое из них означает. Они так увлеклись собиранием занятных штуковин с намеками на ироничное обыгрывание ковриков, открыток, плакатов, фотографий красавиц и фотообоев, что выплеснули, собственно, искусство.

На самом деле кич – одно из самых сложных и до сих пор не раскрытых явлений. Неясно даже, откуда произошло само слово. Некоторые вполне серьезно выводят его из английского kitchen – «кухня». Это искусство бытовое, кухонное, «недалекое». Правда, у него есть и выигрышные черты: кичевые картины очень искренни (как говорится, с верой в красоту) и уходят корнями в фольклор. Первые авангардисты именно это и черпали в вывесках и подносах – вдохновлялись святой простотой и архаикой. Последние, если верить кураторам «Украшения красивого», сосредоточились на поверхности и украшательстве – к деревенскому плюшу и акрилу приделали перья и стразы – и вот вам постмодерн. Если Третьяковка каким-то образом хотела дискредитировать современное искусство, превратить его в бессмысленный аттракцион пошловатого креатива и украшательства, то лучше этой выставки и придумать было нельзя.

"