Posted 19 декабря 2010,, 21:00

Published 19 декабря 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:40

Updated 8 марта, 06:40

Союзный хлеб

Союзный хлеб

19 декабря 2010, 21:00
В Москве открылась выставка Союза Русских Художников. Этот союз видит себя наследником отнюдь не советской организации, а того братства реалистов, которое возникло еще до революции. Характерная черта нашей эпохи – отмирают официальные союзы, но сама идея творческих объединений актуальна как никогда. Правда, пока новые

Уже третья по счету экспозиция СРХ называется «Новое время». Хотя в большинстве картин это время застыло, а то и вовсе опрокинуто в прошлое столетие. Очевидно, что первенство отдано национальному пейзажу. Именно он – будь то «Гороховецкие просторы» Юрия Мокшина или заснеженные дали «Плеса на Волге» у Василия Куракса – отвечает за вечные ценности. Без экологических проблем, политических пертурбаций и прочих зазубрин, портящих холсты. Союз не то чтобы культивирует национальные виды и требует от своих членов исправно поставлять стога, заводи и лесные опушки, но так само собой выходит, что объединяться удобно на общем пространстве в прямом смысле слова. Попытки изменить крен – внести любимый «шестидесятниками» натюрморт или сцены с богомольцами и казаками – диспозиции не меняют. Пейзаж поглощает людей. А появление одной из самых мощных работ на выставке – «Жертвы» Николая Короткова (распластанная на земле мужская фигура; это может быть и погибший в военной или террористической атаке, а может банальный пьяница) – то самое исключение, которое подтверждает правило: современный человек в глазах живописцев на редкость непоэтичен и трагичен.

Впрочем, природа нынче – общемировой тренд, поэтому осуждать художников за то, что они при наличии цифровой техники продолжают выезжать на пленэры, глупо и не модно. Другое дело называть себя «союзом» при живом Союзе художников. Шаг вызывающий и отчаянный. Для него нужен если не скандал (как с делением Союза кинематографистов), то какое-то новое, небанальное основание. Собственно, с него все и началось. В попытке объединить отчаявшихся было реалистов и певцов холста и масла в духе Аркадия Пластова идеологи союза нашли опору в русском модерне.

Председатель СРХ Юрий Герасимов не скрывает, что последние несколько лет его настольной книгой (есть основания полагат, и негласным манифестом объединения) стало исследование В.П. Лапшина «Союз Русских Художников» 1974 года издания. Оно подробно отслеживает довольно краткую историю того, как накануне Первой мировой войны и революции московские и питерские художники стали устраивать потрясающие совместные выставки. Это был момент, когда новое поколение живописцев уже устало от социальной напыщенности «передвижников», но еще не разочаровалось в национальной идее. В разное время под марку Союза Русских Художников вставали Бенуа и Васнецов, Малявин и Кустодиев, Коровин и Рерих (фирменный стиль для его логотипа создал Врубель). В общем, весь цвет модернового живописания. Никакой жесткой идеологии не предполагалось – требовался позитивный взгляд на русскую историю и желание быть понятым самым широким зрителем. Выставки союзовцев в 1910-е годы собирали такие толпы посетителей, что, по выражению Нестерова, рассмотреть картины было физически невозможно.

Сегодняшнее возрождение СРХ чем-то напоминает спиритический сеанс. Когда художники очень разных поколений (от заслуженных академиков до вчерашних выпускников Суриковского) пытаются вдохнуть жизнь в реалистическую картину и взывают к духам Серебряного века. Но, как ни парадоксально, это работает. Там, где Академия художеств шатается в разные стороны и обслуживает мастерскую Зураба Церетели, где Союз художников завяз в хозяйственной дележке, новое объединение с помощью исторического фантома вдохновляет и стимулирует художников (на выставке главным образом вещи, созданные за последний год).

Вот тут и поверишь, что дело не в количестве мастеров (уже не первое десятилетие ведутся разговоры о «перепроизводстве» у нас живописцев), не в материальной базе и госполитике, а в том, чтобы создать такие идейные условия, когда не стыдно заниматься творчеством. Пока, правда, это приходится делать среди распродажи шуб и новогодних сувениров ЦДХ.

"