Posted 19 декабря 2007,, 21:00

Published 19 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:12

Updated 8 марта, 08:12

Не подходи – звенит!

Не подходи – звенит!

19 декабря 2007, 21:00
В новом фондохранилище Эрмитажа внедряют очередную разработку собственной службы безопасности. Подиумы, на которых расположены экспонаты, оклеивают фольгой, которая начинает звенеть, когда посетитель приближается ближе 10 сантиметров.

«Пока еще такого проекта нигде в мире нет, – говорит начальник службы безопасности фондохранилища Олег Боев. – Здесь звуковая система срабатывает, как бы предупреждая: дальше начнутся неприятности!» Охранник Боев приглашает подойти к бортику подиума, на котором расставлена мраморная скульптура. Как только человек нарушает невидимую «границу» и протягивает руку к экспонату, раздается мелодичный звон. «Видите – бортик закрыт серебристым покрытием, – поясняет начальник службы безопасности. – На первый взгляд простая фольга, но на самом деле это сложная охранная система. Как только возникает постороннее движение, раздается предупредительный звонок, и на вас тут же направляется камера слежения, которая активизирует внимание дежурного на пульте. Причем камеры в Эрмитаже фиксируют сразу весь зал и видят всех посетителей – может, вы в сговоре с кем-то работаете».

Усиление систем безопасности в новом фондохранилище Эрмитажа связано с тем, что ценные экспонаты располагаются здесь по принципу открытого хранения. Все на виду – спасенная эрмитажными археологами псковская мозаика XIV века, ранее десятилетиями хранившаяся в ящиках, огромная коллекция икон, старинной мебели, мраморной и деревянной скульптуры, карет и конной упряжи, шпалеры. Есть тут, конечно, и особо защищенные стеклянные витрины, в которых для сохранности некоторых экспонатов поддерживается определенный микроклимат. Показ этих экспонатов организован по принципу «шуба наизнанку», то есть экскурсанты находятся внутри самих витрин. Сами же витрины оснащены сигнализацией с мигающими красными лампочками, которую решили не прятать, а оставить на видном месте. Это также дисциплинирует.

По словам заместителя директора Эрмитажа Владимира Матвеева, новый реставрационно-хранительный центр музея можно считать лучшим не только в России, но и во всем мире. «После того как мы продемонстрировали свои системы безопасности директору нью-йоркского «Метрополитен-музея», он немедленно прислал к нам для обмена опытом своего заместителя, – отмечает г-н Матвеев. – В Лувре, к примеру, еще только начинают осмысливать такую концепцию, как открытое хранение. Некоторые музеи свои фондохранилища оборудуют окнами в комнатах, через которые можно увидеть часть экспонатов. Или другой пример: в галерее Боргезе в хранилищах оборудована открытая галерея собрания картин, условно второго ряда».

Отлично защищено фондохранилище и от пожаров. В центре здания расположена станция газового пожаротушения. В небольшом закрытом помещении стоят ряды больших и маленьких красных баллонов с газом, состав которого является также секретной разработкой, сделанной по заказу Эрмитажа. Газ совершенно безопасен как для предметов искусства, так и для людей. При возникновении ЧП до ближайшего помещения газ доходит за 15 секунд, до дальнего – за 1 минуту 2 секунды. Для каждого из 38 помещений фондохранилища предназначен свой газовый баллон.

"