Posted 19 ноября 2014,, 21:00

Published 19 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:05

Updated 8 марта, 04:05

Опорный актер

Опорный актер

19 ноября 2014, 21:00
Валерий Ивченко – один из тех больших артистов, чье присутствие определяет многое в театральной атмосфере БДТ, да и всего Санкт-Петербурга. Успешного украинского артиста приметил и пригласил в БДТ Георгий Александрович Товстоногов и сразу доверил роль Тарелкина в «Смерти Тарелкина». В прошлом году отмечали тридцатилети

Про Г.А. Товстоногова говорили, что он умеет найти роль-линзу, которая вдруг соберет рассеянные в разных работах актерские черты, даст им новое выражение и иное качество. Такой ролью для Олега Борисова стал принц Гарри. Для Иннокентия Смоктуновского – князь Мышкин («Эта роль меня переродила человечески», – писал Смоктуновский позднее). Для Валерия Ивченко такой ролью стал Тарелкин, начавший новый отсчет его актерской жизни.

Изысканный графический рисунок роли, благородство и точность линий – эти черты актерского почерка окажутся востребованными в Сухово-Кобылине и Чехове, Шиллере и Толстом, Тургеневе и Островском. Ставший после смерти Товстоногова главным режиссером БДТ Темур Чхеидзе будет занимать актера практически во всех своих спектаклях. Он сыграет Миллера в «Коварстве и любви», Епиходова в «Вишневом саде», Годунова в «Борисе Годунове», Филлипа II в «Доне Карлосе, инфанте испанском», где сполна раскроется обаяние суховатой интеллектуальной страстности натуры.

Не забыть его Акима из «Власти тьмы» Толстого. Валерий Ивченко создавал своего Акима, используя почти эстрадно-острые приемы и краски. Он не боится быть смешным, играя русского праведного старика. Смешна его непосредственность, косноязычие, детское любопытство ко всему окружающему. Надо видеть его недоверчивое недоумение перед загадочной «банкой», где вложенные деньги растут сами собой. Он вслушивается в объяснения Митрича с почтительным восторгом, чтобы, вдруг осознав, что обогащение одних неизбежно оборачивается разорением других, твердо сказать: «Скверно! Не тае!»

Аким в спектакле БДТ – тот самый «простец», которому дана благодать безошибочного нравственного чувства. И рядом с этим легким стариком, с его наивными голубыми глазами вдруг ясно начинаешь понимать, сколько же в твоей собственной жизни «не тае!»…

Как говорил в интервью Валерий Ивченко, «артисты ведь, условно говоря, призывают в этот мир духов. Суггестия, внушение в театре происходит через художественный образ, зримый, осязаемый. Сегодня ведь режиссеры часто определяют успех или неуспех спектакля количеством инфарктов у зрителя. А я убежден, что главный вопрос в театре – во имя чего все делается? Для чего ты выходишь на сцену? Я часто слышу от современных молодых актеров: «Мы – артисты, мы – люди подневольные, да и вообще мы выше нравственности». Но личной ответственности актера никто не отменял, человек должен отдавать себе отчет, в чем он принимает участие».

Валерий Ивченко – один из тех актеров, чье присутствие определяет нравственную планку профессии, не давая ей выродиться в незамысловатое лицедейство или в контрактное существование легко перелетающих с места на место медийных лиц. Он, действительно, опорный актер не только Большого драматического, но и всего русского театра.

"