Posted 19 ноября 2012,, 20:00

Published 19 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:18

Updated 8 марта, 05:18

Утренник для взрослых

Утренник для взрослых

19 ноября 2012, 20:00
Ежегодный фестиваль «Новый европейский театр» (НЕТ) открылся танцевальной постановкой компании Филиппа Декуфле (Франция). На спектакль под названием «Octopus» детей вести не стоило.

Анонсы проекта пестрели определениями автора как «последнего из великих волшебников сцены», наполняющего свои постановки «радостным удивлением миром». Репутация Декуфле этому, казалось, способствовала. Декуфле придумал парад на Елисейских Полях по случаю 200-летия Французской революции, занимался церемониями открытия и закрытия зимней Олимпиады в Альбервилле, создал оригинальное представление на тему кино в Цирке дю Солей и поставил спектакль для кабаре Crazy Horse. Именно он много лет назад порадовал российскую публику спектаклем «Декодекс», в котором и впрямь выглядел выдумщиком, создающим на сцене параллельные миры и новые вселенные с переменными смыслами.

В своей собственной компании постановщик, как и прежде, специализируется на синтетическом театре, включающем хореографию, цирк, видео-арт и драму. «Октопус» назван так не случайно: число «восемь» нравится постановщику – это и конечности осьминога, которого на сцене периодически изображают, и число артистов, и признак многогранности. Звуки «живой» музыки, от рока и рэпа до переложения «Болеро» Равеля, оживляя абсурдистское повествование, дарят радость – пение Лольялы Носфеля, музыканта с уникальным голосом, который на сто процентов совпадает с подходом Декуфле. Носфель, который поет то контртенором, то бархатным баритоном, при этом виртуозно играя на чем попало, так же многолик и изменчив.

В «Октопусе» выяснилось, что под возвышенный тезис о волшебных превращениях и небывалых выдумках легко спрятать что угодно, вплоть до весьма куцей хореографии. Или неведомо зачем сделанную пародию на знаменитое «Болеро» Бежара, когда идол толпы танцует на столе, а масса двигается вокруг обоих – и стола, и идола. Можно также невпопад вставить злобу дня. Наверно, Декуфле в России решил продемонстрировать, что у них во Франции традиции вольного высказывания процветают. Иначе непонятно, зачем в самый разгар действия голос за кадром выдает шутку о печенье под названием «пук монашек».

За полтора часа сценического времени «Октопуса» чего только не увидишь и не услышишь! Монолог девицы, неистово размахивающей руками и дурашливо рассуждающей о философии секса, что-то про мегасперму и метафизику. Захлебывающееся либидо ораторши – диагноз, призыв или насмешка? Всего понемногу. Монотонный променад мужчин и женщин (все в черных перьях и на высоких шпильках, высоко поднимающие колени). Парад трансвеститов? Модное дефиле? Смотр зомби? Коллективный выход африканских марабу на прогулку? Видео-лица и извилисто высунутые языки на заднике. Стойка на голове и нервические пассы суетливого «маленького человека» в черном повседневном костюме на фоне экзотических нарядов прочих. Героиня, одетая, с одной стороны, в половину белого платья, с другой – в черную брючину, – это кто? Декуфле отвечает в программке: ревность. Тела, накрест перетянутые резинками, прыжки со скакалкой, исполнители, подвешенные в воздухе на лонжах. Пара «негр и белая женщина», красиво медитирующая в стиле постельной игры. Голые груди танцовщиц. Хихиканье над «ужастиками»: массовый танец скелетов и черепов. Танцы частей фигуры – то ноги без торса (он скрыт с помощью направленного вниз локального света), то животы без верха и низа. Первые пляшут в реале (трико исполнителей разукрашено костями), вторые – виртуально. И огромные мигающие глаза в черноте сцены.

В целом похоже на утренник для взрослых, которые должны открыть в себе «наивную готовность к чуду». Но, судя по «Октопусу», с годами озорное удивление миром у самого постановщика испарилось. Нет, набор фирменных приемов сохранился, но на выходе теперь вполне коммерческий, не без гламура, проект, хоть и с реверансами в сторону современного театра. Забавное, но затянутое, несколько бессвязное представление из отдельных номеров отдает железным расчетом: шоу с полуголыми девочками и мужчинами на шпильках должно хорошо продаваться.

"